Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Аттестация – инструмент повышения качества

УГ - Москва, №10 от 11 марта 2014. Читать номер
Автор:

Наш лицей №507 был образован в 2012 году, сегодня он включает в свою структуру три школьных здания и дошкольное отделение. В этом году, присоединяя еще три детских сада, мы завершаем процесс объединения всех образовательных учреждений, находящихся в границах безопасного передвижения детей.

D лицее  мы реализуем образовательную модель «Школа ступеней», предполагающую ориентацию образовательной среды каждого здания на реализацию федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой ступени обучения.Наш лицей три последних года входит в рейтинг школ, обеспечивающих стабильно высокое качество образовательных результатов.Одним из факторов положительной динамики в рейтинге мы считаем высокий уровень реальной квалификации педагогов, а также привлечение в школу молодежи (14 молодых специалистов), которая имеет высокий уровень информационной компетенции. Однако если в базовом учреждении в результате совместной целенаправленной деятельности администрации и педагогов практически все учителя имели квалификационную категорию,  то в присоединяемых школах, где много профессионалов высокого уровня, к получению квалификационной категории было сформировано другое отношение. Его можно выразить примерно так: «Главное, что у меня хорошие результаты, а проходить сложные процедуры аттестации необязательно». При этом учителя, имеющие в прошлом в своем портфолио успешное участие в профессиональных конкурсах,  будучи победителями городского тура конкурса «Учитель года Москвы», учителя, ученики которых занимают призовые места на Всероссийской олимпиаде школьников, не имели квалификационной категории.При объединении коллектива выяснилось, что доля учителей и воспитателей, ежегодно достигающих высоких образовательных результатов и не имеющих на 1 сентября 2013 года квалификационной категории, значительна. Первую квалификационную категорию имеют 32 педагога, высшую – 34 педагога.Необходимо учитывать, что среди показателей готовности школы к реализации ФГОС есть и наличие у учителей квалификационной категории. В лицее 1-3-и классы обучают по ФГОС начальной школы, мы реализуем ФГОС основной ступени обучения в 5-х и 6-х классах, коллектив принял решение вступить с января 2014 года в пилотный проект Департамента образования по реализации эффективного учебного плана. Это решение обосновано тем, что в лицее с 2002 года мы реализуем модель многопрофильного обучения, ранней предпрофильной подготовки. С 2012 года объединенные ресурсы позволили наконец реализовать на старшей ступени индивидуальный учебный план. Согласно самообследованию, проведенному в ноябре 2013 года, готовность к введению ФГОС старшей ступени составила около 80%, поэтому ситуацию с аттестацией кадров нужно было менять достаточно оперативно. Очень кстати оказался предложенный МЦКО алгоритм прохождения аттестации учителями школ, входящих в «Топ-400».Алгоритм реализует идею: педагог, обеспечивший школе место в рейтинге, должен работать с детьми, аттестация не должна отвлекать его от работы. Педагог пишет заявление, а далее сопровождение его аттестации – дело администрации. Ответственность администрации возросла, так как экспертное заключение готовят в школе,  этому предшествует большая подготовительная работа, проводимая в рамках внутришкольной системы оценки качества образования. Теперь административная роль в аттестации – сопровождение учителя. Большая образовательная организация может себе позволить выделить административную единицу, отдельного человека, который, как у нас, например, помимо функций администратора здания, выполняет следующие функции:- популяризация обновленной процедуры аттестации, – отслеживание сроков аттестации, соответствия квалификационным характеристикам,- заполнение соответствующих форм в МРКО,- сопровождение деятельности экспертной группы,- подготовка обоснованного экспертного решения по упрощенной схеме, которое направляется в ГАК,- информирование учителя о результатах аттестации, после принятия в ГАК решения.Наглядно это представлено на схеме:В таблице показано, что за 2013-2014 год мы проводим через процедуру тридцать одного педагога, приводя формальные показатели в соответствие с реальной квалификацией учителей и воспитателей, минимизируя отрыв педагогов от их непосредственной деятельности.Как эффект прохождения процедуры аттестации в  такой форме  можно отметить повышение значимости внутришкольной оценки качества образования, так как без нее невозможно сформировать обоснованное экспертное заключение. Еще одним, пожалуй, наиболее важным эффектом стало повышение заинтересованности учителя в достижении высоких результатов обучения. Прозрачна связь между результативностью работы школы и вкладом каждого учителя в рейтинговые показатели. В мотивационном арсенале управления, наряду с возможностью выдвижения наиболее эффективных в образовательной деятельности учителей на участие в профессиональных конкурсах, на награждение городскими и государственными наградами, на получение стимулирующих выплат, появляется еще один не менее значимый инструмент – аттестация в описанной форме. Можно сделать вывод – мотивационный эффект предложенного алгоритма аттестации педагогов значителен.Отмечу, что мотивационный потенциал аттестации может быть использован и в отношении администраторов. При этом нужно учесть, что в большой организации происходит более явная дифференциация функций администрации, чем в маленькой школе. Поэтому, наверное, аттестация администрации в комплексе должна учитывать направление деятельности заместителя директора, быть ориентированной на сформированные в ходе пилотной разработки показатели этой деятельности. Эффективность взаимодействия администрации, успешность работы команды – это вхождение школы в Топ-400 или положительная динамика школы в рейтинге. В этом случае по отношению к администраторам может реализовываться тот же алгоритм, о котором я уже сказал.На мой взгляд, реализация такого подхода к аттестации администраторов поможет руководителю в формировании управленческой команды, даст более обоснованную платформу для дифференциации стимулирующих выплат администрации, повысит ответственность каждого члена административной команды за вклад в общую эффективность.Владимир ЖДАНОВ, директор лицея №507


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту