search
main
0

Аттестация

Превращение

Как аттестация из инструмента репрессий становится стимулом

для творчества, энтузиазма, развития

Время шло. В управлении образования мэрии был создан новый отдел – по аттестации и лицензированию, началась работа методистов, ученых, организаторов образования над созданием муниципальных документов, положений, рекомендаций, критериев. За два года работы городской лицензионно-аттестационной службы были аттестованы самые разнообразные образовательные учреждения. И вот – первая же в этом учебном году коллегия, ведет которую директор Департамента образования, здравоохранения, культуры и молодежной политики, заместитель мэра Валерий Бродский и в которой принимает участие Совет руководителей учреждений образования и директора школ, обсуждает итоги аттестации и возможности ее совершенствования. Звучат предложения: сократить сроки подписания итогового документа, объединить аттестацию и лицензирование для уменьшения потока бумаг и предотвращения повторного хождения с поклонами по службам (пожарный надзор, санэпидемстанция), которым приходится неофициально снова и снова платить “за ускорение”. Собственно, этой больной проблемой – сроки аттестации, аккредитации и лицензирования – дискуссия и ограничилась. Все же остальные выступления директоров сводились к одному: спасибо за уроки, преподанные в ходе аттестации, за компетентность, корректность, гласность, объективность… У меня возникло ощущение, что я присутствую на именинах юбиляра, и я спросила Галину Шмакову, директора 168-й школы, аттестовавшейся одной из первых, досрочно, до истечения срока лицензии, что происходит: ведь все были перед аттестацией в напряжении, на этапе самоанализа приглашали к себе для критического взгляда со стороны бывших выпускников, родителей, корреспондентов разных газет, доцентов, профессоров, спонсоров…

– А потом просили комиссию побыть у нас еще хотя бы неделю и посмотреть все, что не увидели за пять дней: анализ был такой глубокий, уточнявший нашу концепцию школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, наши подходы, возможности, перспективы, что эти два листа замечаний и рекомендаций – очень корректных, убедительных – стали нашей программой работы в новом учебном году.

Результатом аттестации 9-й школы стало присвоение ей статуса школы с лицейскими классами и представление директора к званию “Заслуженный учитель школы России”. Кстати, Шмакова за свою верность гармонии и ребенку награждена медалью “За заслуги перед Отечеством”. Окраинная 81-я школа (пос.Пашино), где изумительный по таланту и скромности директор Виктор Фролов решился лишь на статус общеобразовательной школы, после этапа самоанализа, семинаров, организованных отделом аттестации, убедился, что руководимая им средняя школа вполне соответствует статусу “общеобразовательная школа с углубленным изучением математики, физики и информатики”. Аттестованная как “углубленная”, 81-я стала работать на новом уровне, реализуя научные рекомендации комиссии и свои новые возможности (новое штатное расписание, меньшая наполняемость классов, новые надбавки к зарплате учителей и т.д.). Результат – минувший учебный год весь специализированный класс… закончил с медалями: 18 серебряных и одна золотая. Выяснилось: с того момента, как школа подает заявку на аттестацию на статус учебного заведения нового уровня, в ней бурно вскипают инновационные процессы, научные дискуссии, профессиональное совершенствование и организационное творчество. За тот год, что 200-я школа, работающая по программе Тарасова “Экология и диалектика”, готовилась к аттестации – через глубокий самоанализ каждого сотрудника и каждого подразделения, через тестирование и анкетирование, выявлявшие уровень здоровья, психологического комфорта, сотрудничества, профессионализма и пр., она не только преобразовала радикально свою материальную базу (может претендовать на звание самого красивого и уютного школьного дома с оздоравливающей средой), но и научный уровень преподавания: многие педагоги съездили на курсы в Москву и другие города, начали сотрудничать с несколькими вузами города, не имевшие высшего образования учителя начальных классов поступили на различные факультеты Новосибирского педагогического университета. Школа в ходе аттестации получила статус лицея и рекомендации дальнейшей программы своего развития и совершенствования. Итак, все аттестуемые, даже те, кто получил предложение пройти аттестацию повторно, получили стимул и программу развития.

Одним из самых эмоциональных выступлений на коллегии было слово директора православной гимназии Натальи Гореловой (здесь блестяще поставлено современное образование и религиозно-нравственное воспитание), которая в ходе аттестации получила дополнительное образование руководителя школы и глубокие знания нормативно-правовой базы.

Как же аттестация из предполагаемого инструмента репрессий смогла превратиться в стимул творчества, энтузиазма, развития?

Проводится она действительно только добровольно, для учреждений, готовых к новому статусу, а в Новосибирске это означает – к новым льготам, хоть и небольшим, но постоянным финансовым “вливаниям” из местного бюджета и за счет внебюджетных средств – есть такое постановление мэрии.

Проводится она не как инспектирование, а как всесторонний самоанализ (внутренняя аттестация) по специальной “канве”, предложенной лицензионно-аттестационной службой. (Каждый раздел анализа заканчивается таблицей “Итоги анализа позиции” с разделами “Сильные стороны”, “Слабые стороны”, “Возможности”, “Тревоги”), а затем совместно с аттестационной комиссией (она формируется отдельно для каждой школы с учетом мнения о ее объективности и компетентности самих учителей и администрации) – обсуждение документов, аргументов, итогов, работы в семинарах и научно-практических конференциях. Результаты тестирования школьников разрешено рассматривать как итоговую аттестацию на экзаменах. Отчет школы о самообследовании содержит анализ нормативно-правовой базы учреждения, детальное исследование методического обеспечения и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, отслеживание качества всей жизнедеятельности школы (от системы оздоровления школьника и учителя до соблюдения профессиональной этики и права ребенка и педагога на творчество, участие в управлении, информацию и т.п.). Эффективность управления, работа с кадрами, материально-техническое обеспечение и медико-социальные условия – все анализируется по специальным методикам под руководством научного консультанта, директора филиала Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, профессора Галины Борисовны Скок. Итог аттестации определяется формулировками “удовлетворяет вполне”, “удовлетворяет” и “не удовлетворяет” требованиям, предъявляемым к учреждению данного типа и вида.

Финансируется вся эта аналитически-информационная и экспертная работа из муниципального бюджета. Сама лицензионно-аттестационная служба, возглавляемая творческим педагогом нового поколения Наталией Юсуповой, хорошо оснащена множительной техникой и компьютерами, что позволяет оперативно оснащать школы необходимыми материалами, бланками, документами и создавать уникальную базу данных по качеству образования. Ею могут руководствоваться и управление, и мэрия, и…наука. Так, например, узнав, что по итогам аттестации только 11 процентов учащихся общеобразовательных школ при тестировании справились с 75 процентами задания, ректор ИПК Новосибирского государственного университета академик Иван Молетотов предложил свою помощь в проведении дополнительной экспертизы – что же это за тесты или что же это за учебники, если в массе своей школьники не знают истории.

– Задача службы – методическая, организационная, научная поддержка образовательных учреждений, создающих свою собственную систему самоанализа, способствующую самооценке и саморазвитию, – говорит начальник управления образования мэрии Владимир Иванов, – важно, как само учреждение, учителя оценивают свои достижения и резервы, какие видят перспективы и сложности, как коллектив анализирует свою деятельность по всем позициям, раскрывающим понятие “качество образования”.

Новосибирцы “наработали” в этом направлении большой диагностический и методический материал, который частично вошел в монографию “Мониторинг качества образования в школе”, частично готовится к публикации Московским исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов.

Недавно Министерство образования вручило Наталии Юсуповой – руководителю службы – Диплом о присуждении статуса “ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА” для реализации проекта “Оценка качества деятельности образовательного учреждения”. За два года работы новосибирские школы, ученики, родители и сами учителя в аттестованных школах почувствовали такую поддержку и обнаружили такие возможности, что остановить это движение к свободе творчества и к ответственности самих профессионалов вряд ли можно даже законодательным путем…

Галина ФРОЛОВА

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте