Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Равные возможности

Атмосфера успеха

УГ - Москва, №10 от 9 марта 2021. Читать номер
Автор:

В этом году на национальном чемпионате «Абилимпикс»-2020 золотую награду в компетенции «Ремонт обуви» в копилку Москвы принесла восьмиклассница школы №904 Виктория Симакова. Она занимается у учителя технологии Елены ЮРЧИКОВОЙ. Вот уже более 25 лет педагог приходит в ставшие родными стены учебного корпуса №14 «Атмосфера», где обучает детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не первое достижение ее учеников на чемпионатах профмастерства.

-Елена Алексеевна, чтобы обучать ребят на достойном уровне, требуется соответствующее оборудование. В школе №904 оно есть. Как удалось обустроить такой производственный класс?

– Здесь установлены промышленные швейные машины, сконструирована имитация конвейера и другое. Уют в нашем учебном корпусе создают сами учащиеся. На занятиях мы сшили шторы в кабинеты, кожаные чехлы для стульев с утеплителем, пуфики, чехлы на мебель в комнате отдыха, занавесы для сцены. Актовый зал у нас украшен работами ребят, кто у нас бывает, все обращают внимание на это.

– Как выстроена работа с учениками?

– Профиль моего обучения называется «Кожгалантерейное дело». Есть и другие направления: слесарное, швейное, столярное дело, озеленение. Обучаются ребята с различными ментальными нарушениями, в том числе с аутизмом и синдромом Дауна. Олигофренопедагогика – сложный раздел для преподавания, тем более в технологии. Необходимо в доступной форме и на примерах объяснить и научить применять физико-механические явления, которые пригодятся ученику в работе и в жизни.

На уроках трудового обучения учащиеся развиваются всесторонне, и преподаватель должен равномерно корригировать умственные, физические и нравственные способности ученика.
Работа с каждым ребенком во многом индивидуальная, несмотря на то что дети занимаются группами по 6‑8 человек.

Начинаем с изучения школьника, смотрим карту, характеристику, направление и «дорожную карту». Ведь даже если дети с одинаковым диагнозом, они по-разному себя ведут, по-разному проявляют на трудовом обучении. У нас таких занятий больше, чем всех остальных предметов, поэтому организация труда и порядок на рабочем месте, организация самого кабинета учат выполнять работу по плану, бережно относиться к мебели и ко всему, что есть в классе, приучают детей к занятиям в комфортных условиях.

Любовь к делу можно привить только собственным примером. Причем надо не заставлять, а, приучая к порядку и соблюдению правил и аккуратности во всем, прививать интерес к труду через успех. Нужно убеждать учащегося, что начатую работу необходимо завершить. Учитель на первых порах должен помочь это сделать, и когда в руках ребенка появится красивое изделие, выполненное им самим, то появятся и интерес, и трудолюбие, и любовь к делу. Особенно важно подходить по способностям к каждому ученику.

А еще обращаю внимание на то, как надо помогать друг другу. Ты умеешь одно, твой товарищ – другое. Если вы вместе, вы сделаете хорошую вещь.

– Какие формы обучения ребят вы еще используете?

– Неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса – экскурсионное направление работы. По программе предусмотрены предметно-тематические и профориентационные экскурсии, последние направлены на ознакомление с миром профессий. Для этого мы посещаем колледжи №4, 26, 30, 56, «Столица».

Для изучения организации промышленного производства мы ходим на предприятия. На такие как «Парижская коммуна», фабрика «Медведково», которая выпускает кожгалантерейную продукцию, и на фабрику обуви. Там знакомимся с производством и ассортиментом, а также с новейшим оборудованием, с машинами-автоматами и полуавтоматами, которых у нас в классе нет.

Зрительные и тактильные впечатления самые яркие. Не зря же говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

– В этом году у вашей подопечной восьмиклассницы Виктории золотая медаль на чемпионате профмастерства «Абилимпикс». Как готовились?

– Готовились много, долго и тщательно! На «Абилимпиксе» участники были шестнадцатилетние, а Вике 14 лет. Школьники с ментальными нарушениями соревнуются вместе с детьми по общим заболеваниям. Их не выделяют в отдельную категорию, хотя считаю, что им во многом сложнее. Ранее мои ребята тоже участвовали, но до национального этапа не доходили.

В прошлые годы на московском этапе было второе место у моего ученика в компетенции «Малярное дело», и мои ученицы дважды занимали третье место в компетенции «Ремонт обуви».

В этом году на отборочных соревнованиях был очень сильный мальчик в компетенции «Ремонт обуви», в которой участвовала Вика. Но на московском этапе он, видимо, не собрался. И не прошел на национальный этап. Тут, конечно, самоорганизация играет большую роль.

Виктория трудолюбивая, внимательная девочка. Уже на региональном этапе на высокий уровень работы школьницы обратили внимание представители обув­ной фабрики «Парижская коммуна». Она занимается в моей группе на трудовом обучении и в кружке «Мир кожи». В этом году задание национального этапа выполняли дистанционно, но в этом был свой плюс. На мой взгляд, это помогло ей еще лучше сконцентрироваться.

Анастасия ХУДЯКОВА, педагог дополнительного образования школы №904, кандидат филологических наук

 

Комментарий

Галина РОМАНОВА, руководитель психолого-педагогической службы школы №904:

– Уже второй год у нас успешно реализуется городской проект «Ресурсная школа». Начали работу в этом направлении там с учеников первого класса. Учителя прошли специальное обучение.

Сейчас в школе №904 открыто два класса здоровья численностью до 15 человек каждый, таковы условия успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 1‑2‑й классы занимаются в учебном корпусе «Остров детства». Учителя, которые ведут эти классы, прошли специальное обучение и знают, как правильно работать с учениками, у которых есть ограничения по здоровью. На обучение к нам привозят детей из разных районов Москвы.

Чаще всего нам звонят родители, которых волнует успеваемость. По объективным причинам дети с ОВЗ нередко отстают от сверстников. В классе здоровья все ребята примерно на одном уровне, у детей должны быть равные стартовые возможности. Наша задача состоит в том, чтобы они усвоили школьную программу.

Мы считаем, что учиться вместе у специально подготовленных педагогов им будет более комфортно психологически. Это стоит учитывать, если у ребенка тяжелые множественные нарушения в развитии, но если у малыша нарушения незначительные, то ему, вероятнее всего, будет правильнее учиться в инклюзивных классах школы №904. А что выбрать – инклюзивное обучение или занятия в рамках класса здоровья – в любом случае решают родители или законный представитель ребенка.

Создана доступная среда, учебные корпуса оборудованы пандусами и ступенькоходами, постоянно обновляется материально-техническая база. В классах здоровья дети ходят в школьной форме, в корпусе звучат звонки на урок и с урока – все, как в обычной школе. Из отличий – у ребят своя отдельная раздевалка, также для классов здоровья отдельно оборудована туалетная комната.

И в дошкольных группах созданы условия для малышей с ограниченными возможностями здоровья, закуплена специальная мебель по проекту «Дошкольное пространство без границ». Вся мебель соответствует ФГОС. Ее легко трансформировать, а это значит, ребенок может организовывать пространство вокруг себя, как он захочет.

Сейчас завершается обустройство сенсорной комнаты, где с ребятами с ОВЗ будут заниматься специально обученные педагоги-психологи. После того как нормализуется эпидемиологическая обстановка, мы приглашаем родителей к нам на экскурсию. Наши специалисты всегда готовы ответить на все волнующие вопросы.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt