Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Ассоль» и «Грэй» в электронных папках. Урок-исследование в 6-м классе по произведению Александра Грина «Алые паруса»

Учительская газета, №51 от 20 декабря 2011. Читать номер
Автор:

Задачи урока: обучение работе с литературным текстом в электронном виде; работе с позитивной познавательной информацией, размещенной в сети «Интернет»; развитие творческого, изобретательского мышления; воспитание веры в свои силы, возможности, в добро, чудо, созданное силами своей души; формирование основы для восприятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Технологии: проблемное обучение, технология развития критического мышления, ТРИЗ-технология.Оборудование: – ноутбуки, – электронные книжки для учащихся с отрывками из феерии А.Грина «Алые паруса», собранными в тематические папки: «Ассоль», «Грэй», «Мир людей», «Мир вещей», «Вера в чудо», «Имя героя»; иллюстрации Нонны Алёшиной к произведению А.Грина «Алые паруса», репродукция картины Виктора Васнецова «Иисус распятый» – эти материалы даны в качестве приложений к публикации материала на сайте www.ug.ru в разделе «Методика», ссылка: http://www.ug.ru/method_article/193; видеофрагмент из художественного фильма «Алые паруса» режиссера А.Птушко; видеосюжет «Про кораблик» («Театр Песка», художник Сергей Назаров), любительский анимационный фильм (корабль с алыми парусами на сером фоне) Е.Ефимова.Ход урокаI. Учитель: Каждое произведение Грина читается с наслаждением. Но самое любимое – «Алые паруса». Грин определил жанр своего повествования как феерия. Что такое феерия?Определение из словаря.«Алые паруса» стали брендом многих мероприятий. В Санкт-Петербурге каждый год в честь выпускников устраивают праздник, название которому – «Алые паруса». Просмотр видеосюжета «Водная феерия», часть 3 (праздник выпускников «Алые паруса», г. Санкт-Петербург, 2009 год: http://www.youtube.com/watch?v=fYoELdgvPWc).В Ялте кинофестиваль детских фильмов также назвали «Алые паруса». Открывал в 2009 году фестиваль Василий Лановой (исполнитель роли Грэя), приплывший на корабле с алыми парусами. Привычно считать, что в приключенческой литературе главное – это то, что случилось, а не с кем случилось. Характеры, всякие там душевные дела ей ни к чему. Действие, стремительный полет интриги – вот что увлекает читателя.Попробуем сначала разобраться: в «Алых парусах» главное то, что случилось, или характеры, душевные переживания? Итак, что же случилось в феерии «Алые паруса»? Сформулируйте буквально в нескольких словах. Ответы учеников.Но почему к Ассоль пришло счастье? Случайно или нет? Для того чтобы ответить на вопрос, мы будем работать с текстом в электронных папках, названных «Ассоль» и «Грэй».Чтобы составить мнение о характере человека, нужно проанализировать его поступки, его отношение к людям, окружающему миру. Поэтому в папках «Ассоль» и «Грэй» помещаются папки «Мир людей и «Мир вещей».II. Работа с текстом Учитель: Откроем в папке «Ассоль» папку «Мир людей». Папка содержит отрывки из текста, разделенные на главы. Текст сконцентрирован для того, чтобы учащиеся могли быстро выстраивать цепь событий, обращать внимание на главное. Беседа по главам.Глава 1Почему жители Каперны сторонились Лонгрена?Глава 2Почему Ассоль росла без подруг?Почему сверстники «вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и влияния»?Как вы понимаете слова Лонгрена: «Э, Ассоль, разве они умеют любить?»Глава 3Какой была жизнь Ассоль?Как вы понимаете слова автора: «В ней две девушки: «…одна была дочь матроса, ремесленника… другая… живое стихотворение»?Глава 4Какой видят Ассоль Хан Меннерс и угольщик? Почему их мнения так различны? Теперь перейдем к папке «Мир людей» в электронной книжке «Грэй».Глава 1Как вы понимаете слова: «Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы»?Глава 2Каким рос Грэй в огромном, мрачном и величественном доме?Глава 3Охарактеризуйте поступки Грэя в 3-й главе.Глава 4Выберите ключевые фразы, рассказывающие о том, как складывалась жизнь Грэя с 15 до 20 лет.Учитель: Давайте сравним: в чем схожесть и различие судеб Ассоль и Грэя?Ответы детей. Учитель: Человека характеризует не только его отношение к людям, но и отношение к предметам. Откроем папку «Мир вещей» в папке «Ассоль». 1, 2-я главыКак разговаривает Ассоль, лишенная возможности общаться со сверстниками, с окружающими предметами?Как это ее характеризует?3-я главаПоделитесь впечатлениями о силе воображения Ассоль.Как вы понимаете слова: «смотрела глазами ребенка»?Прочитайте, какие сравнения подбирает писатель, описывая цвет парусов («он пылал, как вино, как роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь»)? Чего добивается автор, ставя в ряд столько сравнений?Теперь поработаем с папкой «Мир вещей» в папке «Грэй».1-я главаРасскажите, как характеризует Артура Грэя его поступок, когда он испортил дорогую картину, замазав голубой краской гвозди на окровавленных руках Иисуса Христа?Почему отец не наложил взыскания на сына?2-я главаКакое впечатление произвела на Грэя картина в библиотеке с изображением корабля? Как это характеризует героя?3-я главаЧто возил на своем «Секрете» Грэй? Почему?Как вы понимаете выражения: «аристократическое воображение», «живописная атмосфера»?Вывод. Как мы видим, Ассоль и Грэй обладали огромной силой воображения. В их сознании рождались картины, рисующие мир сильных, смелых и добрых людей, мир, полный ярких событий. Почему именно такие картины? III. Работа над развитием воображенияУчитель: Мы живем не только в мире людей, но и в мире предметов. Думаю, что предметы, наблюдая за людьми, тоже составляют о них характеристику. Только высказаться не могут. А мы попытаемся. Для этого вам нужно войти в образ того или иного предмета. Задание (используется прием РАФТ технологии развития критического мышления): представить рассуждения предмета о герое. Предметы разыгрываются в лотерею. На билетиках написано: Ассоль: «Корзинка угольщика», «Растения», «Игрушечная яхта с алыми парусами». Грэй: «Картина с изображением корабля», «Картина с изображением Иисуса Христа распятого», «Корабль «Секрет».IV. Почему сбылась мечта Ассоль?Учитель: Для того чтобы мечта сбылась, произошло чудо, достаточно в него только поверить? Или для этого еще что-то нужно?Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем с папкой «Вера в чудо». Откроем ее в папке «Ассоль».Как отреагировал отец Ассоль на добрую шутку Эгля? Почему он не стал разуверять свою дочь?Как вы думаете, случайна ли в книге сцена с нищим, поднявшим на смех предсказание собирателя сказок?Теперь проанализируем содержимое папки «Вера в чудо» в папке «Грэй». Как восприняли окружающие Грэя люди его желание заменить паруса на алые? Почему?Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Алые паруса» (режиссер А.Птушко, киностудия «Мосфильм», 1961 год).Учитель: Итак, вы услышали из монолога Грэя, что нужно делать, чтобы чудо сбывалось. А теперь мы еще раз внимательно перечитаем его слова и заполним таблицу (используется прием «инсерт» технологии развития критического мышления).V. Наблюдение над именами героевУчитель: Часто писатели, чтобы лучше донести до читателя идею произведения, зашифровывают имена героев. Попробуем разобраться, есть ли тайна в именах героев феерии «Алые паруса»?Учитель зачитывает отрывок из текста:«- Как зовут тебя, крошка? – Ассоль, – сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку. – Хорошо, – продолжал непонятную речь старик, не сводя глаз, в глубине которых поблескивала усмешка дружелюбного расположения духа. – Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины: что бы я стал делать, называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности?»Александр Грин объясняет читателю, чему созвучно имя Ассоль – Прекрасной Неизвестности.А Артур Грэй? Давайте попытаемся разобраться в этимологии слова «грэй». Вам поможет видеосюжет (в видеофрагменте любительского анимационного фильма кораблик с алыми парусами движется к берегу на сером фоне; http://www.youtube.com/watch?v=EK0xloxJUZg). VI. ЗаключениеСейчас мы просмотрим видеосюжет «Про кораблик» (http://www.youtube.com/watch?v=nIjWiOPvyzg). Создал его художник «Театра Песка» Сергей Назаров. А песню «Про кораблик» написала солистка группы «Аномалия» Юлия Сёмина. Беседа после просмотра видеосюжета.VI. Домашнее задание 1) (Задание с элементами ТРИЗ-технологии. Как бы вы хотели напомнить миру о том, что алые паруса несут надежду на счастье? 2) Какую сказку о том, что чудеса есть и сбываются, предложили бы миру вы? Допускаются как полные, так и краткие версии.​Татьяна РАЗВОДОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №2 города Гурьевска Калининградской области, победитель XIII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту