search
Топ 10

Артисты нужны? Кому? Какие? Сколько?

Наступило время – май, а потом и начало июня, – когда телефоны всех служб нашего и других московских театров разрываются от звонков выпускников актерских факультетов театральных вузов, желающих показаться. Когда звонят выпускники мастерских Райкина, Женовача, Покровской, Князева, Фоменко, Кудряшова, Каменьковича, Крымова (они преподают в разных институтах), мы их всегда приглашаем, прослушиваем, беседуем, потому что знаем твердо: они прекрасно подготовлены. И наша небольшая труппа, сформированная в основном из моих выпускников ВГИКа и ГИТИСа, иногда пополняется выпускниками других уважаемых вузов.

Однако кроме ГИТИСа, Щепкинского, Щукинского институтов, ВГИКа, Школы-студии МХТ появилось множество учебных заведений с актерскими факультетами: Академия славянской культуры, Высшая школа изящных искусств, Академия культуры искусства и прессы, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания, Новый гуманитарный университет Натальи Нестеровой. Многие известные учебные заведения вдруг создали театральные факультеты, в том числе и МГУ. А что творится в провинции, где московские и петербургские вузы открывают свои «филиалы»?Но из кого же рекрутируется профессорско-преподавательский состав? Ведь людей, которые способны учить актерскому мастерству, режиссуре, вовсе не так много. Даже в хорошо известных мне ГИТИСе и ВГИКе есть большое количество неквалифицированных преподавателей. Убежден, что наше дело – актерское мастерство и режиссура – требует такого же знания технологии, как инженерное дело, математика, химия, но при этом наша технология очень подвижна. Мне кажется, что преподавать могут только те, кто сам своим трудом, мастерством, владением технологией может показать ученику, как нужно работать. В моей мастерской в ГИТИСе преподает народный артист Альберт Филозов, которого студенты каждый день могут увидеть в разнообразнейших ролях на сцене театра. Преподает народный артист Александр Галибин, с работами которого в кино и театре тоже можно ознакомиться в достаточном объеме. Преподает выпускница моей мастерской заслуженная артистка Ольга Гусилетова, у нее есть студенты, старше ее по возрасту, но то, что она делает на сцене, дает ей абсолютное право на преподавание.В большинстве липовых вузов, самозванных академий, к огромнейшему сожалению, преподают люди либо никогда не выходившие на профессиональную сцену, либо давно ее покинувшие. Поэтому когда мы смотрим работы, показанные их учениками, то хочется все это отнести к жанру театральной пародии на некий старый, банальный, провинциальный театр, где артисты-персонажи элементарно не видят, не слышат, не общаются друг с другом. К большому сожалению, этой болезнью заражен и мой родной любимый ГИТИС. Я наблюдаю в некоторых мастерских и кафедрах боязнь допустить к преподаванию действующего режиссера или артиста, поскольку он может составить конкуренцию несменяемым руководителям мастерских. Мастер подбирает безработных, но преданных ему лично подмастерьев, которые никак не проявили себя работами в московских театрах.Откуда берутся студенты этих «академий»? Из не поступивших в ГИТИС (Щуку, Щепку, Школу-студию). Детям хочется учиться на артистов, родители платят, дают деньги безграмотным педагогам, не понимая, что калечат собственных детей, которые, получая дипломы (все эти шарашки выдают дипломы «государственного образца»), начинают устраиваться на работу в театры. И очень удивляются, что их никто не берет…Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ, художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте