search
main
0

Арт-прогулка

Американское общество эпохи постконсьюмеризма в рассказах Дэвида Седариса

Современный американский писатель Дэвид Седарис известен и как писатель, автор коротких рассказов, и как артист, выступающий в жанре стендапа. Родился он в США в 1956 году в семье греческого происхождения и получил признание в качестве писателя в 1992 году. Предметом его иронии являются современное американское общество и он сам как часть этого общества. Взгляд Седариса интересен еще и тем, что он занимает свое­образную позицию, которую можно охарактеризовать как «внутри и вовне».

Будучи американцем, Седарис большую часть времени проводит в европейских странах, в последнее время это Франция и Великобритания, в Америку же он возвращается лишь по необходимости. Тем не менее предметом его шуток по-прежнему остаются американцы, члены его семьи и он сам. В некоторых произведениях самоирония автора кажется поистине безграничной, объектом его насмешек над собой может стать любое событие личной жизни – от авиаперелета до похорон. Но излюбленной темой его шуток является современное общество потребления, частью которого он искренне считает и самого себя.

В одном из известнейших рассказов писателя – «Ночь над землей» – описывается процесс привыкания к роскоши путешествий бизнес-классом. Поначалу автора смущает то внимание, которое ему уделяют, но со временем это входит в привычку, и он начинает наблюдать, как ведут себя другие пассажиры. С удивлением он замечает, что обслуживающий персонал в шутку называет бизнес-класс реанимацией, поскольку пассажиры все время жалуются и требуют к себе постоянного внимания. В основном это связано с тем, что они надеются, что после жалобы их бесплатно переведут в первый класс. Но если этого не происходит, то люди проявляют всю глубину своей низости.

В качестве примера Седарис приводит случай, когда один американец, путешествовавший бизнес-классом, пожаловался и угрожал подать в суд из-за того, что рядом с ним сидел слепой человек с собакой-поводырем. У него не было аллергии на собак и не было фобий, связанных с этими животными. Его единственным аргументом было то, что он заплатил несколько тысяч долларов не за то, чтобы сидеть рядом с собакой. Седарис в своем рассказе в шутку называет этого человека победителем в номинации assholiness, что можно описательно перевести на русский язык как «крайняя степень глубокого сволочизма».

Со смехом Седарис вспоминает, как, летая бизнес-классом, долго стеснялся попросить вторую порцию мороженого. Когда он наконец набрался смелости, то был поражен доброжелательностью персонала, попросившего его не стесняться, если он захочет и третью. Седарис искренне смеется над своим удивлением, ведь порция мороженого стоит от трех до шести долларов в зависимости от размера, а за билет он заплатил несколько тысяч долларов. В этом, с его точки зрения, и заключается комизм манипуляций людьми при помощи различных аспектов сервиса, но это продолжает подкупать потребителей.

Завершается рассказ тем, что автор вспоминает свое детство и родственников, которых уже нет в живых. И в какой-то момент к нему приходит осознание того, что иллюзия потребительского благополучия, созданная перед ним авиакомпанией, всего лишь некоторая имитация, симуляция, которая не сможет защитить от подлинных трагедий действительности. Вместе со своим случайным попутчиком он рыдает на роскошном сиденье бизнес-класса. В этом случае становится очевидным, что сам автор и многие его читатели прекрасно осознают существующий кризис общества потребления, но не хотят прямой конфронтации с ним и готовы играть по его правилам, но без эмоциональной связи с ним, оставаясь одновременно внутри и вовне его.

Сергей САВИНИЧ, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии Института иностранных языков МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте