search
Топ 10

Архив

Ростовской гимназии скоро исполнится сто лет. Давно исчез с хоров великолепного актового зала иконостас. Дети ходят в джинсах и не знают Закона Божьего – нет такого урока. Но традиции здесь бережно хранят. Каждый школьник может подробно рассказать историю учебного заведения, в котором ему посчастливилось учиться.

2 марта 1885 года коллежский советник, потомственный почетный гражданин, санкт-петербургский купец Алексей Леонтьевич Кекин подписал духовное завещание, которое во многом определило дальнейшую судьбу города Ростова. После своей смерти Алексей Леонтьевич передавал “в собственность городскому обществу города Ростова, Ярославской губернии все благоприобретенное недвижимое и движимое имущество свое (земли, дома, поместья, леса и аренды), в том числе торговлю, производимую им под фирмою “Кекин и Ко”, и денежный капитал, словом, все без изъятия имущество свое…” В заключительном пункте завещания говорилось об обязательном учреждении в Ростове гимназии и при первой возможности университета.

Центральное место завещания – устройство и открытие в Ростове мужской гимназии – явилось для городского общества делом первостепенной важности. Но не сразу стало возможно выполнить его. Только 10 января 1905 года под председательством городского головы А.Х. Оппеля прошло обсуждение вопроса, какого типа среднее учебное заведение должно быть устроено в городе Ростове. Решили, что “для города является наиболее целесообразным, отвечающим потребностям местного населения устройство 8-классной классической гимназии без греческого языка, с возмещением последнего более основательным изучением новых языков, математики и естествознания”.

В 1905-1906 годах проходил Всероссийский конкурс на лучший проект здания гимназии в Ростове. Было подано 38 проектов. Победу одержал проект московского архитектора П.А.Трубникова.

Был объявлен конкурс и на должность директора будущей гимназии. Представитель Ростова ездил по городам, собирал сведения о претендентах. В 1907 году в Ростов был приглашен Сергей Павлович Моравский, педагог-новатор, ученый-историк, общественный деятель. Он многое сделал, чтобы поднять преподавание истории в средних и низших школах на научный уровень, руководил работой Исторического отделения Педагогического общества при Московском университете. Сергей Павлович был председателем Учебного отдела ОРТЗ – общества распространения технических знаний, практически первого в России заочного университета.

Приняв предложение, С.П.Моравский создает в Ростове уникальную, одну из лучших в России, гимназию, ставшую широко известной. Он был первым и единственным ее директором за все время ее существования – с 1907 по 1917 год, а после революции – первым заведующим единой трудовой школы II ступени. Соглашаясь стать директором гимназии, Сергей Павлович поставил условие: преподавателей будет подбирать он сам. Ему не препятствовали. За все время лишь два преподавателя были назначены учебным округом.

При выборе преподавателей, кроме высокой квалификации, С.П.Моравский руководствовался и таким критерием: “Желательно прежде всего, чтобы это были люди, не слишком искушенные педагогическим опытом, во всяком случае не настолько, чтобы потерять способность и охоту к исканию новых путей в педагогическом деле…”

Официальным годом рождения гимназии считается 1910-й, когда полностью завершилось строительство здания, а днем ее рождения, судя по многочисленным письмам и телеграммам в день годовщины бывших учеников и преподавателей гимназии, – 5(18) октября.

С.П.Моравским в гимназии была создана обстановка, не имевшая себе равных ни в одном из дореволюционных учебных заведений, при которой революционно настроенные педагоги открыто, с ведома директора, могли знакомить учеников с различными общественными системами.

Моравский руководил всем учебным процессом и сам вел уроки истории. Большое внимание он уделял наглядным пособиям или, как тогда говорили, “натуральным методам”. Использование картин, таблиц и других наглядных пособий было в то время новаторством.

Общий тон всего строя школьной жизни и характер преподавания устанавливался по возможности такой, чтобы ученики не переутомлялись, “сохраняли бы свойственную их возрасту живость и бодрость духа”, работали с интересом. Центр тяжести был перенесен на классные занятия, перемены проводились в основном на открытом воздухе. Во дворе гимназии устроили две большие площадки для игр, зимой заливали каток. Ученики занимались гимнастикой, бегали на лыжах. Моравский был учредителем и членом Ростовского спортивного кружка.

В гимназии организовали ряд научных обществ, например, общество по изучению ростовского края, различные кружки. Работала фундаментальная библиотека. Для всех учеников считались обязательными уроки рисования и пения, желающие могли заниматься лепкой. Были организованы хор и оркестры, на первых порах – балалаечников, а потом – духовой и струнный. Проводилось множество экскурсий, ездили даже за границу.

В гимназии были отменены специальные надзиратели. Сергей Павлович считал, что воспитание должно быть основано не на страхе и механическом послушании, а на уважении и доверии к воспитателям и на сознательном стремлении поддержать честь и доброе имя своего учебного заведения, на осознании своих обязанностей. Необычными были и воскресные собрания. На них мог прийти любой ученик и преподаватель – заниматься фотографией, пением, музыкой… А еще издавали в гимназии журналы: “Звонарь”, “Сотрудник”, “Ку-ка-ре-ку” и другие. Устраивались музыкальные вечера и любительские спектакли. Приезжали гости, были даже Шаляпин и Собинов!

Сергей Павлович оставался заведующим школой до вынужденного ухода с этого поста по болезни в сентябре 1922 года. Был он и членом коллегии уездного отдела народного образования, руководил комиссией по проведению школьной реформы. Благодаря ему школы города и уезда безболезненно перешли на новые рельсы. Способствовало этому и то, что Сергей Павлович был председателем Ростовского отделения профсоюза работников просвещения.

Сергея Павловича всегда очень любили и уважали его ученики. Вот фрагменты из выпускного адреса четвертого выпуска гимназии 1917 года:

“Дорогой Сергей Павлович! Мы называем вас дорогим. Это не пустой звук, не простая формальность. Нет, это слово вырвалось из самой глубины наших сердец. Вы действительно дороги нам. Вы своим вдумчивым к нам отношением покорили нас. Вы заслужили не только наше уважение, но и нашу любовь. На каждого из нас вы смотрели не просто как на нумер в общем списке учеников, но прежде всего старались видеть личность, видеть в каждом из нас человека. Мы чувствовали это и доверчиво делились с вами своими заботами…

Сейчас припоминаются первые дни революции… Какой поток возбуждения пронесся по всем учебным заведениям! Все почувствовали, что как будто спали с плеч какие-то оковы. Все стали требовать и требовать. Требования были часто нелепы, но в них чувствовалась давнишняя озлобленность, старая вражда. У нас было спокойно. Нам почти нечего было желать. Почти все уже мы получили от вас.

Вы готовили из нас граждан свободной России. И мы с гордостью можем назвать себя воспитанниками Ростовской Кекинской гимназии, которая была свободной и до свобод!

Честь и слава нашей незабвенной гимназии!”

…Наверно, под этими словами подпишутся и нынешние гимназисты. Их сейчас полторы тысячи – с первого по одиннадцатый класс. Конечно, они отличаются от своих ровесников начала века. Но первое, о чем мы услышали, переступив порог гимназии, были фамилии Кекина и Моравского. В городе ведется работа по переименованию улицы Белинского, никогда, как говорят, не приезжавшего в Ростов, в улицу, носящую имя Сергея Павловича Моравского, а гимназию – в Кекинскую. Ребята изучают биографию Алексея Леонтьевича, хотят сделать в гимназии посвященный ему музей к 160-летию со дня его рождения, которое будет отмечаться в августе. В летние каникулы действует “школа Кекина”, занимающаяся краеведческой, архивной работой. Девочки с гордостью показывали нам старые фотографии. Урок географии. Занятия лепкой. А вот медицинский осмотр, и мальчишка, как все мальчишки в мире, боится зубного врача…

А вот альбомы современные. Их созданием занимается учительница физики и астрономии Инна Константиновна Лашкова. Она выпускница 1950 года, уже на пенсии. В каждом альбоме – списки учеников и учителей, фотографии, личные и коллективные, стихи, воспоминания… “Вот эти два мальчика, – Инна Константиновна показывает пожелтевшую карточку, – всегда пели “Прощайте, скалистые горы…” Этим девочкам-отличницам дали бесплатные путевки, и они были в Краснодоне, встречались с родителями молодогвардейцев… А я ездила вместе с подругой в Ленинград. С нами были детдомовцы, вывезенные из Ленинграда в блокаду. Они впервые ехали на родину. Вот здесь мы пишем, кто кем стал, кто где живет…”

Девочки из “школы Кекина” рассказывают о вечерах встречи выпускников, на которые собирается множество людей со всей страны: “Выпускники 1973 года неожиданно приехали все. А один выпускник 37-го приезжает уже в сорок второй раз. Мы всегда ему первому даем слово…”

…Потом мы ходим по гимназии вместе с нынешним директором Алексеем Алексеевичем Гавриловым. Он показывает знаменитый актовый зал, на балконе которого размещался духовой оркестр, а всю левую сторону занимал иконостас. Заглядываем в большую аудиторию, напоминающую университетскую. А коридоры огромные, длиной в сто метров, и солнечные лучики прыгают по полу…

“Школа перегружена, – вздыхает директор. – Вот если бы как раньше, при Моравском, было 750 детей… Но к нам конкурс: приезжают со всего города и из ближних поселков. Электричками даже добираются.

Будущие первоклассники проходят собеседование с учителем, психологом, логопедом. Прием не жесткий, собеседование выдерживают 90% детей. В 5-й и 8-й классы поступить сложнее – нужно сдать экзамены. Впрочем, все на уровне школьной программы. С 8-го класса у нас обучение профильное. Мы сотрудничаем с вузами – Ярославской медицинской академией и Ярославским государственным университетом. Иностранные языки у нас с первого класса. Есть возможность учиться в американском городе-побратиме Стивенс-Пойнте. Бывают в гимназии и немцы”.

– Дети ни во что сейчас не верят, – снова вздыхает Алексей Алексеевич. – Поэтому так важно воспитывать патриотов. Нельзя ничего разрушать. Надо строить.

Наталья САВЕЛЬЕВА

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Александру Сергеевну Моравскую.

Фото Анны Панфиловой

и из архива семьи Моравских

В Севастополе состоялся второй Международный конгресс детей, молодежи, педагогов и родителей “За будущее без насилия”.

Около семисот делегатов из России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Казахстана и Венгрии съехались недавно в белокаменный город на берегу Черного моря. Возраст участников от пяти до семидесяти пяти лет.

Организовали конгресс Международное движение “Педагоги за мир и взаимопонимание”, Международная ассоциация фондов мира, ЮНЕСКО, министерства образования России и Украины, Государственный комитет РФ по делам молодежи, Краснознаменный Черноморский флот и ВМС Украины, Севастопольская городская администрация.

Председатель оргкомитета конгресса, президент Международного движения “Педагоги за мир и взаимопонимание” Михаил КАБАТЧЕНКО отметил, что цели конгресса – научить ребят жить без конфликтов, уметь ненасильственно разрешать их; распространять идеи мира, добра и согласия.

Делегации жили по шести адресам. И между ними была хорошо налажена связь. В этом помогали средства массовой информации. Председатель севастопольского центра творчества “Молодость” Юрий Иванович Твердохлеб, скрываясь под псевдонимом Матрос Кошка, засылал “в тыл” юных репортеров и вместе с ними выпускал ежедневный информационный листок.

На протяжении пяти дней ребята – участники конгресса защищали свои проекты, посвященные жизни в ХХI веке: экология и космос, транспорт, здоровье и спорт, культура и искусство, образование, средства массовой информации, права человека, культура мира и ненасилия. А еще работал детский и молодежный парламент, который выработал обращение к главам государств с призывом поддержать социально значимые молодежные инициативы. Проводились обучающие семинары, проблемные игры, мозговые атаки, спортивные соревнования, творческие конкурсы.

Параллельно с детской была и программа, рассчитанная на взрослых участников конгресса. Специалисты в области педагогики и психологии ведущих вузов России и СНГ читали лекции и проводили семинары для учителей и родителей.

Запомнятся участникам конгресса многочисленные концерты, дискотеки, праздник Нептуна, бардовская песня у костра, выставка-ярмарка детских рисунков и поделок, посещение кораблей и, конечно же, теплое солнечное море и веселые друзья. И карнавал!

А потом был конкурс рисунка на асфальте: в считанные минуты Приморский бульвар был разрисован юными художниками, которым понадобилось всего-то двадцать килограммов мела! Севастопольцы долго любовались творениями миротворцев, аккуратно обходя рисунки – жалко такую красоту портить.

Елена МУССАЛИТИНА

Севастополь-Москва

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте