Как известно, система образования города в целом и каждая школа в отдельности переживают нынче масштабную трансформацию, основной этап которой по большому счету можно считать уже завершившимся. Изменение системы финансирования школ, принципов формирования формы оплаты труда, беспрецедентное в российской истории увеличение бюджетных ассигнований в системе образования обеспечили высокий уровень заработной платы и качественное оснащение школ.
Тем самым школа получила в свое распоряжение необходимые финансовые, экономические ресурсы для успешной реализации образовательных задач, по сути дела, любой сложности. Формирование крупных образовательных многопрофильных центров призвано удовлетворить все образовательные потребности москвичей, создает принципиально новые организационно-управленческие инструменты и условия, в которых школа сегодня может планировать и претворять в жизнь самые смелые проекты. Такой школе с радостью идут навстречу крупные столичные вузы, учреждения культуры, и ее активно поддерживают местные органы власти. Важно отметить, что за последнее время благодаря принятию целой серии нормативно-правовых актов как на федеральном, так и на местном уровне резко возрос уровень свободы школ, уровень самостоятельности принятия решений не только в узкопрофессиональных вопросах – содержании программ, выборе комплектов учебников, формировании учебного плана и штатного расписания, но и во всем комплексе финансово-хозяйственной деятельности. Наконец, еще одним существенным трендом в развитии московского образования выступает принципиальная прозрачность деятельности школ, обеспеченная внедрением электронных журналов и дневников, полным отчетом о работе образовательных организаций на официальных сайтах, широким распространением независимой оценки качества образования, подробным обсуждением самых острых и актуальных проблем московского образования на еженедельном видеоселекторе, который смотрят не только директора и учителя, но и родители, учащиеся в Москве, в регионах и даже за рубежом. Все эти обстоятельства поставили современную московскую школу в особые условия, когда, с одной стороны, она обеспечена практически всем необходимым спектром ресурсов, а с другой – общество в лице родителей ждет от школы высокого качества, соответствующего требованиям времени. Более того, нынешнее поколение родителей не только ожидает от школы качественных позитивных изменений, но и готово активно им способствовать, включая эти самые изменения. На сегодняшний момент подобная активность в полном объеме полностью предусмотрена и обеспечена буквой закона – Закона №273 «Об образовании в РФ», который предусматривает государственно-общественный характер управления системой образования. Сегодня, как известно, во всех школах Москвы созданы управляющие советы, в составе которых представлена родительская общественность и которые наделены значительными полномочиями. Некоторые из них достаточно давно существуют и имеют собственную историю. Другие существуют не так долго, но абсолютно все последние несколько лет стали играть гораздо более заметную роль в жизни школы. Особенно ярко они проявили себя на этапе реорганизации и формирования многопрофильных комплексов. Принципиально важным представляется понимание ключевого отличия управляющего совета школы от традиционного родительского комитета. Главное – максимально подробное и точное донесение различий этого до общественности. Как мы знаем, к сожалению, далеко не всегда подобное понимание наблюдается. Но в тех школах, где управляющие советы в полном объеме осознают и выполняют свое предназначение, мы можем наблюдать позитивное и качественное решение всех поставленных задач. Накопленный опыт и убежденность в актуальности этой проблемы подвигли три московские школы, имеющие достаточно богатый опыт государственно-общественного управления, выступить с инициативой и учредить некоммерческую организацию «Доверие. Партнерство. Право», цель которой – выработка единого стандарта деятельности управляющих советов. Вынесенные в название этой организации три слова мне представляются весьма точными, они определяют основные параметры этого стандарта. Основным условием эффективного и продуктивного сотрудничества школы и родительской общественности выступает взаимное доверие, основанное на равноправных партнерских отношениях, закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах как на общегородском уровне, так и на уровне школ. К участию в партнерстве приглашаются все образовательные организации города, готовые предъявлять деятельность своих управляющих советов на общественную экспертизу и аккредитацию. Задачи некоммерческого партнерства: выработка полного пакета базовых и типовых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность управляющего совета, обучение членов управляющих советов, оказание юридической поддержки и сопровождения, подготовка к процедуре общественной аккредитации управляющих советов, оказание помощи при возникновении конфликтных ситуаций. Убежден, что поддержка городскими властями инициатив даст импульс еще большей активизации заинтересованной общественности и повысит статус управляющих советов школ. Уже сейчас мы можем наблюдать среди активных членов и председателей советов школ Москвы людей, обладающих серьезным социальным опытом, авторитетом среди москвичей. Совершенно убежден, что эта тенденция должна получить свое активное развитие, что только сильная, самостоятельная, ответственная школа, открытая партнерским отношениям, предъявляющая обществу участие в управлении, может с уверенностью рассчитывать на активное взаимное доверие и уважение со стороны общества.
Комментарии