Первая программа – «Экология детства» – своей задачей определяла построение здоровьесберегающей среды. Программа «Устойчивое развитие» реализовывала систему здоровьеформирующей среды, которая была направлена на создание условий выбора самостоятельного действия, дающего возможность осознать здравость отношения к себе, определить ответственность перед своим здоровьем не тогда, когда оно утеряно, а когда надо принять решение, чтобы ему не навредить в будущем.
В 2007-2008 учебном году мы начали реализацию программы «Искусство жизни», которая была нацелена на развитие витагенной образовательной среды, рассматриваемой как создание условий для обучающегося для раскрытия собственного потенциала, обретение им природно-энергетического личностного смысла социализации и ценностного отношения к моделированию здорового образа жизни. То есть условия для закрепления благоприобретенного опыта к себе и отношения к себе и своему здоровью. Завершение этой программы предусматривалось к 2011 году, однако разразившийся мировой экономический кризис привнес изменения в проблемное поле текущего времени.
Наши исследования показали, что сократился экономический ресурс поддержки программы, повысился уровень тревожности у всех субъектов деятельности центра. Поиск возможных ресурсов реализации задачи построения витагенной образовательной среды привел нас к разработке антикризисной программы «Школа на пути в завтра», в которой мы определили несколько стратегических направлений. Это:
Управление развитием Центра образования на основе ресурсного и проактивного подходов, осуществение которого мы видим через введение в оргструктуру Центра информационно-аналитического модуля для своевременного выявления рисков, разработки антикризисных программ; расширение системы социального партнерства посредством развития условий жизнедеятельности «здорового социума» микрорайона, создание дружественной безопасной среды дворового пространства, повышение культуры здоровья населения микрорайона (даже очень хорошие результаты деятельности отдельно взятого ОЦ недостаточны для решения задач сохранения здоровья нации).
Сохранение устойчивого развития накопленных ресурсов Центра: очень часто со сменой поколения в наших школах мы теряем ценностные достижения. Поэтому мы предполагаем в своей практике осуществить переход от понятия «среда» к понятию «уклад» как системе ценностей, которая находит отражение в традициях, партнерском взаимодействии, формах и видах совместной жизнедеятельности.
Создание модели школьного ресурсного центра как ресурса развития системы образования и условия гарантии качества деятельности «Школы здоровья».
Ресурсы реализации программы мы видим в имеющемся опыте работы, сложившихся традициях, синергетике команды сотрудников Центра образования.
Ожидаемые результаты:
– закрепление положительной динамики здоровья учащихся;
– создание инфраструктуры поддержания детского здоровья на муниципальной территории;
– поддержание уровня академической успешности обучения;
– консолидация общества вокруг идеи здорового образа жизни, которая может стать национальной идеей.
Комментарии