search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ В международном детском центре рассказали историю юной продолжательницы педагогической династии Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей Как и в какие сроки подавать апелляцию ОГЭ И ЕГЭ Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе Досрочно завершили учебный год и перенесли ЕГЭ в приграничных районах Белгородской области Спикер Госдумы призвал уходить от практики обучать в магистратуре бакалавров, отучившихся по другому профилю В российских колледжах появится около 500 учебных программ Новосибирский школьник запечатлел вспышку сверхновой звезды В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Сельским учителям-новоселам в Хакасии будут предоставлять квартиры Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку прошел в штатном режиме Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку В «Мусейоне» изучили уникальную авторскую методику арт-терапии Что такое эффективный диалог? Как научиться разговаривать с коллегами, школьниками и их родителями Саратовские педагоги получат премию за стобалльников В Московской области стала известна дата начала приемной кампании в колледжах
0

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: Главная задача школы – научить ребенка учиться

Новые стандарты для старшей школы остаются темой номер один для дискуссий в образовательном сообществе. В прошлом номере мы говорили с председателем Общероссийского профсоюза образования Галиной Меркуловой о том, что беспокоит в проекте стандарта профессиональный союз, какие замечания были направлены его экспертами. 15 февраля на сайте Министерства образования и науки РФ www.mon.gov.ru появился новый, доработанный с учетом общественного обсуждения вариант документа. А 19 февраля глава Минобрнауки России Андрей Фурсенко прокомментировал его в программе «Вести в субботу». Думаем, что нашим читателям будет небезынтересно узнать мнение министра о новых стандартах. Мы публикуем стенограмму передачи с небольшими сокращениями.

– Андрей Александрович, а зачем нужно было вообще задумываться о новых стандартах образования, старые-то чем плохи?- Надо начать немножко с другого. С того, что мы недовольны тем образованием, которое сегодня есть. Если бы оно нравилось, то, наверное, все это не стоило делать, но поскольку большинство людей предъявляют большие претензии к образованию на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским, то, наверное, все-таки менять что-то надо.- Вас удивило, чем обернулось это общественное обсуждение, вообще стоит оно того?- Общественное обсуждение по определению стоит того. Потому что, собственно, работаем-то мы для общества. Но то, как оно шло и какие аргументы выдвигались, кое-где вызывало вопрос.- Давайте по существу. Все-таки какие предметы будут обязательными для старшеклассников по новым образовательным стандартам?- Я хотел бы начать с другого. Есть общий принцип. Должны ли мы жестко поставить человека, даже довольно взрослого человека – старшеклассника, в колею, которую мы придумали 20, 30, 40 лет тому назад, и гнать по этой колее? Или все-таки сегодня наши ребята уже достаточно взрослые для того, чтобы определить, что они хотят изучать и кем они хотят быть после того, как окончат школу. Если второе, тогда надо говорить о том, какие предметы в каком виде должны преподаваться в школе. Тем более что уже идет «голосование ногами». У нас сегодня де-факто примерно треть старшеклассников учатся в экстернате. Это значит, что они не посещают школу, а получают знания от репетиторов, дома. И это означает, что они не удовлетворены тем, как построен учебный план. И считают, что они лучше знают, что им учить и как учить.- Всем понятно, что действительно старшеклассникам хотелось бы выбрать некую специализацию, о чем вы сейчас говорили, но я вернусь все-таки на вопрос раньше. Какие четыре обязательных для всех предмета предусмотрены новым стандартом и четыре ли?- Нет четырех обязательных предметов. Не было, нет и не будет.- А как же этот список – ОБЖ, «Россия в мире», физкультура, индивидуальный проект?- Это не очень удачная подача тех предметов, которые должны быть одинаковыми для всех, независимо от того, выбираете ли вы себе путь гуманитарный, естественно-научный, хотите в будущем стать человеком искусства или, может быть, высококвалифицированным рабочим. Независимо от этого человек должен быть здоров, а для этого нужны спорт, физкультура. Человек должен быть готовым к превратностям нашей жизни. Это, к сожалению, сегодня гораздо более актуально, чем было, скажем, 20-30 лет тому назад. Это курс ОБЖ.- А курс «Россия в мире» – это, я так понимаю, коктейль географии, истории, экономики?- Здесь разные точки зрения наших известных ученых, специалистов. Я эти точки зрения знаю. Думаю, будет гораздо лучше, если вы пригласите к себе в студию этих людей. Например, последний разговор у меня был с Александром Ивановичем Чубарьяном, который к этому курсу идет от истории. Александр Георгиевич Асмолов рассматривает его больше как курс самоидентификации российских школьников в стране и в мире. Думаю, будет гораздо интереснее, если вы спросите их. Потому что с самого начала эти стандарты, эти курсы ориентированы на то, что мы принимаем общие решения, а потом начинаем вместе со специалистами, с представителями общества, гражданских институтов работать над ними.- Четыре обязательных предмета – это одинаково для всех?- Да.- А что неодинаково? Может ли, например, парень или девушка – технарь по складу ума, выбирая среди остальных дисциплин, вообще отказаться от русского языка, истории, географии и сконцентрироваться только на своей физике, химии и так далее?- Не может. В принципе не может, и именно для этого есть некая структура нового стандарта, где на каком-то уровне каждый из школьников должен изучать литературу, историю, гуманитарные науки, естественные науки. И при этом иметь достаточно большую свободу, чтобы присоединить к этим предметам еще что-то, что ему очень интересно и, на его взгляд, важно.- Каков в таком случае список этих обязательных областей, которые любой человек продвинуто или поверхностно, но все-таки должен изучать?- На сегодняшний день я могу сказать, какой список областей возник после первого круга обсуждений. Это то, что условно называется филологией – не самое удачное название, тем не менее она включает и русский язык, и литературу на том или ином уровне изучения. Это иностранные языки, это математика, которая включает сегодня и информатику. Но информатику не как умение нажимать кнопки на компьютере, а как понимание того, что мы живем в век цифры. Это естественные науки, это общественные науки, которые тоже могут компоноваться по-разному.- Что делать школьнику, если он ошибся с выбором? Вот он берет себе продвинутую филологию, продвинутую географию, проучился полгода. Понял: «Нет, я хочу скорее алгебру и начала анализа». Есть возможность сменить?- Сначала отвечу на ваш вопрос – есть. Но я вообще считаю, что в нашей дискуссии (дискуссии не только с вами, а более широкой) сделана одна системная ошибка – мы вдруг уперлись вот в эти два года. Почему-то мы считаем, что то, что было до этого, не важно. И не понимаем, что после этого еще огромная жизнь, причем в наших условиях это жизнь, в которой человеку надо постоянно учиться. Очень много поворотов в жизни, когда потребуются новые знания, причем достаточно существенно отличающиеся от того, что вы уже получили. Потребуются новые подходы. Школа – это замечательное время, когда человек может бесплатно, за счет государства, получать базовые знания во многих областях. Мы хотим, чтобы эти знания были достаточно хорошими, чтобы они были доброкачественными. При этом человек в школе должен научиться учиться. Он должен научиться менять направления своей деятельности и быстро получать необходимую дополнительную информацию и новые знания. И начинать этому учиться надо точно не в старшей школе. Для меня несколько удивительно, что мы такое большое внимание сейчас уделяем последним двум классам и гораздо меньше основной школе – с 5-го по 9-й. А ведь, скажем, русский язык вообще должен изучаться не в последних классах. Когда я учился, русский язык в 8-м классе заканчивался.- У меня тоже он в 8-м классе закончился. В 9-10-м были литература и, по-моему, один урок в неделю русского.- У нас не было уроков русского языка, но за каждое сочинение ставились две оценки – за русский язык и литературу. И если были пробелы с грамотностью, учитель всегда говорил: «Вот, поработай с этими правилами». В принципе можно было получить консультацию, поддержку со стороны учителя.- Как этот стандарт соотносится с ЕГЭ? Придется ли менять вопросники единого госэкзамена в силу введения новых стандартов?- Они все время меняются. И будут меняться дальше. Это связано даже не с новым стандартом, а с тем, что у нас меняются предметы, меняется жизнь. И те знания, которые мы получали, например, на уроках физики 10 лет назад, отличаются от того, что мы получаем сегодня.- Мельком помянули очень важную тему. Все-таки платно или бесплатно все это?- Бесплатно. Есть нагрузка, есть время, которое по медицинским показаниям ребенок может проводить на уроках, – 36 часов. И эти 36 часов оплачиваются бюджетом. И наша задача сделать так, чтобы они были максимально эффективно использованы ребятами. Чтобы за эти часы они получили максимум. Если после этого они захотят в каких-то кружках узнавать что-то новое, то в принципе это может оплачиваться бюджетом. И новые подходы к обучению позволяют это. Но где-то, наверное, могут быть и другие подходы.- То есть другие подходы только в плане факультативов, что касается школьной программы, все это останется бесплатно?- Однозначно.- В завершение нашего разговора задам пару вопросов про высшую школу. Мне очень повезло, я окончил очень хорошую московскую школу, школу Ямбурга. Недавно зашел к Евгению Александровичу в гости, и у него на входе в кабинет увидел замечательную картину, сделанную хорошим художником. Выясняется, выпускник нашей школы. У него одно из тех заболеваний, когда люди не разделяют слова при написании. Он по этой причине сдать ЕГЭ не сможет никогда в жизни, но он талантливейший художник. Таких людей с разными исключениями довольно много, и как же им поступать в вузы, притом что они не смогут сдать ЕГЭ?- А можно встречный вопрос вам? Если честно подходить к экзамену – сочинению, которое было до ЕГЭ, то он по тем требованиям, которые предъявлялись в школе, мог его сдать или нет?- Не знаю.- А как он мог сдать – есть требования к сочинению, к его написанию, там должны быть различимы слова. Есть несколько ответов. Вообще в законе написано, что люди, которые имеют проблемы со здоровьем, могут сдавать экзамены не в традиционной форме. Это оговорено в законе, и это является императивом. Но есть и вторая вещь. Есть общие требования. Например, что человек должен быть элементарно грамотен. Если он неграмотен, то он может быть великим художником, великим музыкантом, но он не имеет права поступить в высшее учебное заведение. Я скажу, может быть, крамольную вещь, но нигде не написано, что великий музыкант обязательно должен иметь университетский диплом.- Андрей Александрович, ребята, поступающие в творческие вузы, попадают сейчас в довольно странную ситуацию, связанную с тем, что Россия присоединилась к болонскому процессу. Как может быть художник-бакалавр и художник-магистр или актер-бакалавр и офицер-магистр?- А как может быть художник-специалист? Почему слово «художник-специалист» вам не режет слух, а слово «художник-бакалавр» режет? В дипломе написано – «художник» или «музыкант». Это человек, который получил высшее образование в консерватории или в каком-то другом месте. Собственно говоря, он является художником, музыкантом, дирижером. А кого волнует, бакалавр он или не бакалавр, если он действительно великий музыкант, – я это понять не могу.- Сколько еще продлится общественное обсуждение стандартов образования?- Столько, сколько потребуется. Единственный мой призыв – обсуждать сущностную составляющую, отталкиваясь от единых, главных принципов, от того, что мы хотим получить для наших ребят, понимая, что именно ребята – главное, ради чего создается образование. Не ради тех, кто учит, а ради тех, кто учится. И уже исходя из этого смотреть, что будет лучше для них. И вот когда мы поймем, какой подход лучше, мы должны принять решение.P.S.  Полную стенограмму встречи можно найти на сайте программы «Вести» (http://www.vesti.ru/doc.html?id=429991).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте