search
main
0

Анатомия текста. Важна работа души, а не скорость «заглатывания» страниц

Я смотрела на Татьяну СЕРГЕЕВУ и чувствовала, что мой рот, несмотря на все усилия, непроизвольно растягивается в улыбке. Ощущение счастья, исходящее от нее, почти материально. Причем счастья деятельного – рядом с ней хочется если не двигаться, то думать. И можно быть уверенным – она поймет. То, что покой Татьяне никогда даже не снился, я поняла, когда мы неслись по Барнаулу. Было сыро, ветрено, а ей хотелось поскорее напоить меня горячим чаем. Мы бы непременно поставили рекорд пешего передвижения по городу, если бы Татьяна, увлекшись, не проскакивала на ходу повороты. Говорила она с таким азартом, что окружающих не замечала. Кроме меня. Уж не знаю, как Татьяне это удалось, но с первых минут стало ясно, что рассказывает она исключительно для меня – интересного человека и увлекательного собеседника. Правда, вопросы я задавать не успевала – она ловила их на лету.

Неудивительно, что, когда, став обладателем титула «Учитель года-2004», Сергеева попала в президиум какого-то заседания вместе с Михаилом Евдокимовым, губернатором Алтайского края, устроители мероприятия даже сделали им замечание. Все совещание губернатор шепотом рассказывал незнакомой учительнице о том, как трудно приживается во власти.

Один мой нехитрый вопрос все же поставил Татьяну в тупик:

– Чего бы вы не смогли простить своим мальчишкам?

Она думала, перебирала качества своих учеников, ситуации, пережитые вместе с ними, но так и не нашла ответа. Нет ничего такого в детях, чего она не сумела бы оправдать. Прощаясь с выпускным классом, Татьяна попросила ребят написать несколько слов для нее. И сама, глядя, как они задумчиво грызут ручки, сочиняла записки-послания для каждого. Обменявшись посланиями, они дружно расхохотались. Выяснилось, что старшеклассникам учительница кажется старшей сестрой, а она их воспринимает как младших братьев. Она и в самом деле старшая среди троих детей в семье. А это уже характер. Умеет подать пример, защитить и поддержать. Может дать совет не с высоты нынешних 26 лет, а наоборот, легко и с удовольствием спустившись в недавние четырнадцать. С нею делятся секретами и сердечными тайнами. «Мама с сестрой хотели от меня избавиться, потому и отправили в школу-интернат», – жаловался десятиклассник. Татьяна выслушала, поговорила с родными и порекомендовала печальному юноше признаться маме, как он по ней соскучился. «Ой, так обрадовалась! – благодарил потом парень.- Скажите, что ей еще хорошего сделать». Никто не учит детей умению любить – себя, окружающих и этот жестокий мир, в котором умеют быть счастливыми только очень мудрые люди.

Она не классный руководитель и не воспитатель, но учеников называет «мои мальчишки». Школа, в которой работает Сергеева, не совсем обычная – это интернат с первоначальной летной подготовкой имени Героя Советского Союза Константина Павлюкова. Будущие военные заканчивают здесь десятый-одиннадцатый классы в полувоенных условиях – живут в казармах, подчиняясь жесткому распорядку, выполняют приказы командиров. Размышлять о смысле жизни некогда и, в общем-то, наверное, незачем – путь выбран. Но «старшая сестра» хочет, чтобы они двигались по нему свободными людьми – умея думать. Литература – именно тот предмет, который способен разбудить сознание. По логике он категорически противопоказан армии – если, конечно, ей требуется «пушечное мясо», а не великие полководцы.

На уроках Татьяны Владимировны Сергеевой, если судить по-военному, дисциплины нет. Мальчишки спорят, рассуждают, высказывают свое мнение. Мера воздействия одна – слово. Не «лечь-отжаться», а мудрое, доброе. Своей волей она ввела некоторые вольности в жесткие правила школы. Например, по всем предметам полагается иметь одинаковые тетради: одинаково расчерченные, одинаково оформленные. Сергеева считает: пусть они будут разными, пусть в них творится сумбур – для чужого глаза, главное, чтобы в них были свои мысли. Начав работать в школе-интернате три года назад, она ужасалась – в диктанте, состоящем из сотни слов, подростки делали по 50 ошибок. Трудно ждать высокой грамотности от будущих «технарей», поэтому учительница обрадовалась, когда к выпуску количество ошибок сократилось до десятка.

«А зачем это нам надо?» – поначалу лениво реагировал класс. Нет, парни все, что надо, учили. Даже повторяли заданное – автоматически, как попугаи. Но думать не хотели. По мнению Татьяны, дать знания – это всего лишь пятая часть от главной задачи педагога. Важнее сделать так, чтобы ребенку захотелось их добывать, а не получать, чтобы они могли делать выбор, ориентировались в море информации. И еще ценнее – человеческие качества, которые воспитываются с помощью этих знаний. Любимый сказочный герой Сергеевой, как ни странно, Иванушка-дурачок. Потому что он не ленился, по ее мнению, а долго и внимательно созерцал мир, собирал информацию – учился. И только после этого твердо выбрал свой путь. Мальчишки из ее первого выпуска почти все поступили в военные училища, но отличник Денис Плотников, к примеру, не захотел летать, а перешел в военно-гуманитарную академию. До уроков Татьяны Владимировны он и не знал о своих склонностях.

Для того чтобы научить ребят читать, Татьяна разбирает с ними каждое слово. Не скорость, с которой ребенок может «проглотить» страницу, интересует Сергееву, а работа души. «Анатомия» текстов увлекает ребят – и сами не заметили, как стали «видеть» за строчками. Педагогическая концепция Татьяны официально формулируется как «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы». Такое название ей не нравится. Личность – лишь часть человека, и обучение должно быть человеко-ориентированным.

– Глупо надеяться на то, что пятьдесят человек после урока полюбят Платонова, – говорит литератор. – Да и ни к чему. Здорово, если хотя бы один заинтересуется. А остальные хотя бы будут знать, что он существует, – и это уже много.

Мне лично в юности казалось, что понять Платонова вообще невозможно. Но я же не училась у Сергеевой. Ее ученики уверяют, что это легко. «Каждый из нас это когда-нибудь чувствовал и переживал», – говорят они.

Конкурсный урок на Алтайском туре «Учителя года» Татьяна проводила по рассказу Владимира Маканина «Кавказский пленный». Абсурдная война, порожденная абсурдом времени… Дети вместе с ней рассуждали о том, как сохранить достоинство в эпоху жестокосердия. После урока ее спросили, не боится ли таким подходом сломить в своих учениках, будущих военных, чувство патриотизма? Вместо Сергеевой ответил один из курсантов:

– Нас ведь Татьяна Владимировна учит не войну любить, а быть готовым защищать Родину.

Татьяна – человек мирный. Хотя стрелять из винтовки очень любит, но не по живым мишеням. Правда, с мужем, увлеченным охотой, по этому поводу не спорит, уважая его взгляды. Ей казалось, что она учит мальчишек любить человека – понимать и принимать его. Она не говорила им про защиту Родины – до этого они дошли уже сами. Два класса, где преподает Сергеева, стали самой сильной группой поддержки, которые были у кого-либо из участников краевого конкурса. Сами, по собственной инициативе, пошли к директору школы и настойчиво попросили позволения сопровождать учительницу. Когда подтянутые парни в красивой форме вышли на сцену с охапками цветов и пали на колени перед педагогом, зал разразился шквалом аплодисментов.

Уважение к своему – любому – мнению дети ценят. Это не значит, что учитель следует за ребятами, он направляет их искусно и незаметно. И литература оказывается шире, чем урок, шире, чем предмет. Сама жизнь. Изучая «Пикник на обочине» Стругацких, Сергеева повела ребят на фильм Тарковского «Сталкер». «Кто я?» – после этого написал сочинение-отзыв, казалось бы, не самый лучший ученик. Музыкальные пристрастия ребят Татьяна тоже «держит в уме». Потрясло ее, к примеру, что парень не слушает ничего, кроме группы «Король и Шут» – тяжелый рок, воздействующий на мозг исключительно давлением. Нашла ему кучу материала по «мыслящим» группам – «ДДТ», «Наутилусу», «Кино». Мальчик начал изучать их только из уважения к «старшей сестре», но увлекся – даже стенгазету выпустил. А потом вдруг стал писать стихи, и первое посвятил Сергеевой.

Впрочем, слово – это только начало. Никто не просил и не обязывал, но о каждом из «своих мальчишек» Татьяна узнала все – вкусы, пристрастия, проблемы. Ее всегда интересовало, как устроен внутренний мир человека. А тут вот они – люди за партами, еще не закостенели, еще можно помочь им расти, еще столько в них загадок. Закончив филологический факультет Барнаульского государственного университета, Татьяна защитила магистерскую диссертацию по философии. Но пришла к выводу, что русская литература – искусство не философское, а психологическое. Сейчас «Учитель года-2004» заканчивает аспирантуру по психологии, собирается защитить кандидатскую. Вдоль и поперек изучила Достоевского – величайшего исследователя душ, по ее мнению. И сейчас продолжает его читать, несмотря на то что все окружающие (и даже врачи) не рекомендуют делать этого в ожидании ребенка. Татьяне он внушает оптимизм – наверное, потому, что она умеет видеть в людях и книгах то светлое, что незаметно другим. В мире, где так не хватает теплоты, она учит своих мальчишек любви – словом и делом.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Барнаул, Алтайский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте