search
main
0

Анатолий ПИНСКИЙ, член Российского общественного совета развития образования: Реформу спускают на тормозах

Два года экспериментальной апробации ЕГЭ (2001 и 2002 гг.) показали, что это нововведение вполне исполнимо организационно и технологически. Кроме того, оно поддерживается большинством выпускников и их родителей. 2003 год станет годом полномасштабного эксперимента (планируется уже участие 49 регионов) и предстартовым для полного внедрения ЕГЭ. В 2004 году для этого надо будет подготовить всю законодательную базу.
К сожалению, пока в разработках по ЕГЭ отсутствует экономический аспект. Эксперимент идет по преимуществу за счет федеральных средств, но будет ли это всегда? Вряд ли. А потому уже сейчас необходимы основательные расчеты, из которых будет видна “цена вопроса” – кто платит? за что платит? сколько платит? из каких денег? Эти вопросы надо проработать.
В 2003 году будет в основном подготовлено программно-методическое обеспечение для профильных и базовых курсов по 10-11-м классам и начнется эксперимент по 9-м классам (предпрофильная подготовка). Он затронет не более 8-10 регионов и порядка сотни школ. В краткие сроки, в течение учебного года, будут отработаны рекомендации по содержанию и организации предпрофильной подготовки, по приему выпускников в 10-е (профильные) классы и школы, подготовлен проект учебного плана для 9-х и 10-11-х классов. Регионам будет предложена примерная модель региональной программы по переходу на профильное обучение, и они должны будут составить свою.
Заметно продвинутся дела в освоении новых информационных технологий в школах. На финишную прямую выйдет подготовка проекта 3-го займа Всемирного банка, который будет специально нацелен на информатизацию образования (в 2004 году заем должен быть выделен).
Я полагаю, что будет все же принят закон о стандарте общего образования. Надеюсь, что в законе удастся сохранить, по сути, новую трактовку стандарта. Он будет определен как базовый комплексный государственный документ, определяющий не только требования государства к учителям (“что вы должны преподавать”) и детям (“что с вас спросят”), но и систему требований государства, его обязательств в отношении к общему образованию. В том числе по обеспечению условий образовательного процесса и нормативного финансирования общего образования.
Что же касается собственно “педагогического стандарта” (“минимумы” и “требования” по учебным предметам), то здесь, думаю, соответствующий документ будет принят к концу первого полугодия.
Особый вопрос – пакет всех материалов, прилагаемых к стандарту (нормы оборудования учебных кабинетов, примерные задания на обобщенные требования к выпускникам, по учебным предметам, проект нового федерального БУПа, примерные учебные программы), а также сроки и этапы введения его в действие. Это будет важным делом, но пока нельзя уверенно сказать, что все это целиком будет отработано в 2003 году.
Главная проблема всей нынешней образовательной реформы, как я вижу, состоит в том, что в основу ее реализации проникла сомнительная идея реформы образования без реформы экономики образования. Особенно тревожно выглядит ситуация в сфере школьной экономики.
Показатели текущих учебных расходов на одного ученика в бюджетах субъектов Федерации разительно отличаются друг от друга – они колеблются от 1 тысячи 700 рублей до 45 тысяч. Разница пороговых значений на уровне муниципалитетов еще больше. При такой колоссальной экономической неравномерности понятие “единое образовательное пространство” теряет всякую экономическую подоснову и грозит превратиться в миф. В этой ситуации становится насущным введение федеральных нормативов финансирования школы.
В числе поручений, данных Правительству РФ по результатам заседания Госсовета 30 августа 2002 года, президент страны заявил, что необходимо разработать меры по стимулированию привлечения в систему образования внебюджетных средств и повышению эффективности их использования. Что было сделано по этому вопросу на уровне государственной политики? Ничего. Надо надеяться, что удастся хотя бы принять меры по пресечению на местах незаконной практики принудительного лицензирования дополнительных (платных) образовательных услуг и административного регулирования цены на них.
2003 год станет, по всей видимости, точкой отсчета в отраслевой системе оплаты труда в школе, разработанной в недрах Минтруда в рамках заданных “минфиновских” параметров. Возникает реальная опасность того, что в новой системе не будет реального “федерального присутствия”, а единственным действующим законодательным параметром на уровне Федерации станет МРОТ.
Если на первом этапе модернизации общего образования речь преимущественно должна идти о “возвращении государства в школу” (от финансирования учебных расходов школы из государственного бюджета субъекта Федерации до введения системы ЕГЭ), то следующий ее этап должен стать этапом “возвращения общества в школу”, фазой преодоления уже значительного отчуждения общества от школы, придания управлению образованием действительно государственно-общественного характера.
Миллионы родителей задают сегодня вопрос: “А как сделать, чтобы в нашей конкретной школе дела начали идти лучше?”. И здесь ключевым звеном могли бы стать создание школьных советов и постепенная передача им реальных полномочий по управлению школой. Может быть, пора разрабатывать соответствующие нормативные акты хотя бы в рамках эксперимента в нескольких регионах?
Сегодня приходится констатировать значительное торможение, “стояние на месте” в части реализации тех принципиальных установок развития образования, и в первую очередь в отношении экономики школы, которые были сформулированы реформаторами и поддержаны президентом страны, Правительством России, руководством Комитета по образованию Госдумы, Госсоветом Российской Федерации. Единственной государственной позицией в этой ситуации может быть только ускорение образовательной реформы, прежде всего за счет приобретения ею экономического аспекта. Именно это, на мой взгляд, станет главным вопросом наступившего года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте