search
main
0

Анаит САРКИСЯН: Спасибо за сына

Я мать ребенка с инвалидностью, председатель родительского комитета региональной общественной организации инвалидов с детства и социальный педагог.

За последние десять лет в Москве совершился прорыв в образовании детей с инвалидностью. В наши дни у детей есть возможность выбора образовательного учреждения. Если бы сегодня моему сыну Сергею пришлось пойти в первый класс, я бы выбрала тот же путь – специальное образовательное учреждение, так как детство Сережи, как и других детей с ДЦП, прошло в ежедневных массажах, ЛФК, бассейнах, обертываниях, физиотерапиях, нетрадиционных методах лечения, гипсованиях и операциях.Обучаясь по индивидуальной форме обучения с дистанционной поддержкой, Сережа имел возможность сочетать непрерывное образование с лечением, реабилитацией и социализацией. Мой сын учился в пяти разных школах, но не потому, что где-то было плохо и мы переводили его из одной в другую. Нет, специальные образовательные учреждения открывали по мере его взросления, каждый этап жизни и каждая школа давали свои плоды. Мы никогда не двигались по пути наименьшего сопротивления. Наоборот, всегда переходили в более сложные условия, всегда приходилось дотягиваться. Это позволило сегодня Сереже стать студентом дневного отделения факультета информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета. Вроде обычный московский вуз, но здесь совместно учатся студенты с инвалидностью и без. Вот и инклюзив в отдельно взятом учреждении, качественный и добротный. Я вижу, что только сейчас мой сын оказался готов к инклюзиву.Очень хорошо, что сегодня все больше образовательных учреждений предоставляют возможность учиться ребенку с инвалидностью вместе со своими здоровыми сверстниками. Но с развитием инклюзивного образования недопустимы выведение специальных коррекционных учреждений из системы образования и ущемление интересов малокомплектных школ. На уровне Российской Федерации должен быть четко обозначен коэффициент норматива обучения инвалидов в спецшколе, в дистанционной школе, в дополнительном образовании, в высшем образовании. И только тогда будет возможность перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных, воспитательных и социализирующих программ. При этом мы не растеряем высокопрофессиональный педагогический состав с не вовремя введенной новой системой оплаты труда.Через опыт воспитания своего ребенка я пришла к работе социального педагога и вижу сегодня проблемы детей-инвалидов. Они требуют разного подхода, разного осмысления. Возможность получить дополнительное образование за счет бюджета имеют преимущественно дети от шести до 18 лет, но большинство детей с инвалидностью в 18 лет еще не имеют основного общего образования. Возраст детей с инвалидностью требует расширения границ с максимально раннего включения в систему образования и хотя бы до 23 лет.Дополнительное образование дает возможность получения детьми знаний, способствующих их социализации, развитию их творческих способностей. При этом ребята приобретают опыт общения со сверстниками, участвуют в решении коллективных вопросов, участвуют в социальных акциях в помощь другим детям, кому тяжелее, чем им, учатся не только принимать, но и отдавать. Дополнительное образование определяет более рациональную систему инклюзии за счет вариативности выбора, за счет отсутствия жесткого оценочного механизма. Образование ребенка с инвалидностью нельзя поставить на поток, нужна гибкая структура занятий, которая позволяла бы каждому решать стоящие перед ним задачи, двигаясь в индивидуальном темпе.Далеко не всех детей можно включить в инклюзив, особенно с тяжелыми сочетанными и множественными нарушениями. Обучение без систематической реабилитации невозможно, так как средняя и тяжелая формы ДЦП, основная причина которых травмы, полученные при родах, требуют постоянного ухода и реабилитации длиною в жизнь.Если обучающийся с инвалидностью не имеет возможности получать непрерывную качественную реабилитацию, оздоровление, санаторно-курортное лечение, то достижение цели будет под угрозой. Он не сможет по состоянию здоровья получить образование, трудоустроиться и соответственно интегрироваться в общество.При получении государственных услуг молодой инвалид после 18 лет приравнивается к инвалиду пожилого возраста. Необходимо законодательно закрепить категорию «молодой инвалид» на примере «молодой специалист» и «молодая семья».Одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации инвалидов мы рассматриваем труд. С трудоустройством лиц с инвалидностью острые проблемы и у инвалида, и у работодателя. Медико-социальной экспертизой I группа инвалидности приравнивается к нетрудоспособности, это требует изменения на законодательном уровне. Часто нам представляют, что инвалид имеет низкий уровень обучения и поэтому неконкурентоспособен на рынке труда. Это не всегда так. Просто у лиц с инвалидностью может быть низкий темп работы, медленная речь, быстрая утомляемость, то есть он не конкурентен по интенсивности труда. Без государственной поддержки работодатель не мотивирован к трудоустройству такого работника.Дети взрослеют, продолжают нуждаться в помощи и сопровождении, а родители, к сожалению, стареют. Нам, родителям, важно знать сегодня, что будет с нашими повзрослевшими детьми завтра без нас. На основе международного опыта предлагаю законодательно закрепить услугу по социальному сопровождению инвалида. Такие услуги, как поддерживаемое образование, поддерживаемое трудоустройство и поддерживаемое проживание, дадут инвалидам возможность выйти из изоляции и принимать реальное участие в социальной, общественной жизни.Хочу поблагодарить Правительство Москвы, особенно московское образование, за помощь и поддержку в понимании и решении на самом деле очень многих проблем детей с инвалидностью. Это дало конкретно моему ребенку возможность встать на ноги и получить образование. Я сегодня счастливая мама, мой сын достиг очень многого, но мы не можем остановиться на достигнутом. Зная все проблемы изнутри, мы готовы сотрудничать и предлагаем свои услуги.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте