К словосочетанию “совместное предприятие” мы уже успели привыкнуть. Но когда СП создают школьники – это еще пока удивляет. Ученики московской школы # 1279 организовали совместное предприятие со своими американскими ровесниками из города Сиракузы, штат Нью-Йорк. Их компания занимается экспортом-импортом продукции. Именно таким – наглядным – способом подростки учатся бизнесу и экономике. Все это стало возможным благодаря программе “Достижения молодых”. В школе работает уже пятая детская компания. Каждая из них создается сроком на год, и ее сотрудники – только ученики 10-х классов. На презентации совет директоров международной торговой компании “Восток-Запад” отчитался о проделанной за два месяца работе. Все было чинно и очень по-деловому. Никакой лирики. Сдержанный, неэмоциональный текст, такой же внешний вид. Строгие костюмы, черные папки, официальные речи. Основа компании – президент, вице-президент по кадрам, вице-президент по финансам, вице-президент по маркетингу, вице-президент по продукции, вице-президент по коммуникациям. Каждый из них говорил о том, что сделал лично он и его отдел.
В ходе презентации сложилось ясное и четкое представление о том, чем занимаются эти ребята. Компания “Восток-Запад” – это акционерная компания. Акции имеют хождение только в школе, они были выпущены исключительно для образовательных целей. Среди их владельцев – директор, завуч, учителя, школьники и их родители. Всего 90 акций, по уставу никто не может иметь более трех. Отдел маркетинга провел опрос среди школьников на предмет, что они хотели бы купить за океаном. Выяснилось, что наших детей больше всего интересуют американские сладости, а именно шоколадные батончики и орешки, но при условии, что это не будет дорого. Партнеры из-за океана русской еды не захотели, для них интереснее оказались наши сувениры. Тогда московские партнеры отправились на Измайловский рынок (поскольку там дешевле) и купили 20 матрешек, 20 пасхальных яиц и 14 шкатулок. Американская делегация, к приезду которой была приурочена эта презентация, привезла в Россию свой съедобный товар и увезет в Сиракузы наш сувенирный. Как говорили наши школьники-бизнесмены, совет директоров у них заседает каждую неделю, и отчет об этих совещаниях по электронной почте тут же отправляется партнерам за рубеж. Ребята понимают, что все это игра, но относятся к ней совершенно всерьез: рассчитывают прибыль, договариваются о 10-процентных комиссионных продавцам, о зарплате всем членам компании. Своеобразным итогом всей этой презентации стало выступление учителя прикладной экономики Надежды Быковой: “Дайте человеку рыбу – и он будет сыт один день. Научите человека рыбачить – и он будет сыт всю жизнь, именно это происходит в нашей школе. Ребята в рамках данной программы получают знания, которые понадобятся им во взрослой жизни. Они развивают у себя лидерские качества, учатся работать в команде и принимать решения”.
От себя добавлю, что благодаря этому проекту школьники еще лучше изучают свой и без того блестящий английский (вся переписка, как и презентация, идет на этом языке). У ребят есть и свои бизнес-консультанты – это сплошь зарубежные бизнесмены, которые раз в неделю рассказывают юным предпринимателям о премудростях своей профессии, проводят тренинги, отвечают на вопросы. Отечественные деловые люди предпочитают пока на подобные просьбы не реагировать, ссылаясь на занятость.
Как известно, у нас в России сейчас кризис, проблемы и другие сложности, но в московской школе # 1279 открыт небольшой уголок, где можно будет купить себе немножко Америки. За приемлемую цену.
Ольга СТАРОВЕРОВА
Фото Бориса МУСКЕВИЧА
Комментарии