Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Альпинистское снаряжение для директора. А что еще остается делать?

Учительская газета, №10 от 8 марта 2011. Читать номер
Автор:

Светлана Анатольевна КОТОВА, начальник Управления образования администрации Псковского района Псковской области, анализирует, насколько успешно минувшей зимой решались «зимние» проблемы.

Система образования Псковского района состоит из 27 образовательных учреждений, которые объединены в 14 имеющих статус юридических лиц. Базовыми стали 10 средних школ, одна основная и один детский сад. Состояние наших учреждений образования удовлетворительное, хотя период постройки этих зданий – от конца 60-х годов до 1998 года и существуют, конечно, проблемные вопросы их содержания и ремонта. Наш принцип – при решении этих проблем выбирать на каждый год одно основное направление. Например, в 2009 году все здания были приведены в соответствие требованиям пожарной безопасности, а 2010-й стал годом эксперимента по замене деревянных полов на плитку. Хотелось бы так же масштабно и комплексно подойти к замене старых оконных блоков. Это одна из «зимних» проблем многих школ. Но нам не удалось заменить все оконные блоки во всех образовательных учреждениях. В течение последних лет эту проблему пытались решить по-разному. В школах и детских садах окна заменялись постепенно. В нынешнем учебном году у нас были планы взять одно образовательное учреждение и в нем заменить все оконные и дверные блоки. Но при тщательном подсчете выяснилось, что из муниципального бюджета на эти цели можно выделить около 2 миллионов, этой суммы не хватит на замену окон и дверей в большой школе площадью около 3 тысяч квадратных метров. Еще одна проблема: организации не берутся выполнять такой большой объем работ, поскольку из-за функционирования пришкольных оздоровительных летних лагерей на ремонт остается всего два каникулярных месяца. Поэтому мы пришли к тому варианту, который выбирали ранее, и ежегодно меняем по пять – восемь окон почти в каждом образовательном учреждении, а также производим замену дверных блоков поэтажно в тех школах, где это наиболее необходимо. Используем для этого только деньги муниципального бюджета, с родителей не собираем никаких средств. Должна сказать, что из-за нехватки средств на подобные цели, вероятно, нужна федеральная программа замены оконных блоков и дверей в старых школах.Другая «зимняя» проблема любых школ северного региона – отопительный сезон. До 2009 года директорам школ Псковского района приходилось отвечать за работу школьных котельных. На сегодняшний день на школьном балансе состоят 3 котельные, остальные постепенно были переданы ЖКХ. На мой взгляд, отвечать за их работу должно специализированное учреждение. После передачи большинства котельных с баланса районных образовательных учреждений их директора освободились от не свойственных им функций. Но вместе с тем, когда котельные были на балансе школ, на их обслуживание затрачивалось меньше бюджетных средств. Школы могли сами контролировать их работу, например уменьшать подачу тепла в каникулярный период. Теперь же появилась новая проблема – увеличились расходы. Тарифы на коммунальные услуги по всей стране немалые, и если котельная обслуживает только одно образовательное учреждение, то затраты на ее содержание увеличиваются. Пришлось и из этой ситуации искать выход. Нашли. Установили счетчики учета тепловой энергии. Сравнили с прошлым отопительным сезоном, когда платили по установленному нормативу. Так, в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009-го по районным школам было сэкономлено 200 тысяч рублей.Не все здесь проходит гладко. Счетчики потребляемой энергии изначально были установлены неправильно, затем оказалось, что они периодически показывают завышенное количество потребляемых гигакалорий. В таких случаях управление образования сразу предъявляет претензии организации, установившей счетчики. Для отслеживания количества потребляемых гигакалорий за сутки образовательные учреждения ведут журналы учета, а управление образования держит эту ситуацию на еженедельном контроле.- Светлана Анатольевна, как избежать аварийных ситуаций в школьных системах отопления?- У нас в районе установлено так: в первую очередь при подготовке образовательных учреждений к новому учебному году денежные средства тратятся на инженерные коммуникации: в школе должны работать водопровод, исправно подаваться электроэнергия и тепло. Школа не должна тратить деньги на покраску или закупку оборудования, если у нее проблемы с системой отопления. Обязательно нужно провести профилактические работы в летний период. У нас в районе есть, например, школа с печным отоплением: и я знаю, чтобы все 20 печей в ней были подготовлены к новому учебному году, нужно обязательно выделить из муниципального бюджета средства на прочистку дымоходов, замену колосников, побелку труб. Это избавит от многих проблем. И за работой отопительных систем обязан наблюдать специалист. Сам руководитель образовательного учреждения это делать не должен: это обязанность заместителя по АХЧ, завхоза, кочегара-истопника. Мы ежегодно проводим обучение кочегаров. Но, повторюсь, все-таки, если есть возможность передать школьную котельную на баланс специализированного учреждения, разумнее это сделать.- Еще одна «зимняя» проблема базовых школ – безопасный подвоз учеников. Насколько успешно она решалась? – Подвоз учеников на школьных автобусах, признаться, был значительной нагрузкой для директоров школ. Одной из первых проблем стал предрейсовый медицинский и технический осмотр водителей и транспорта. На селе это почти невыполнимо. Чтобы отправить в рейс автобус, медик должен обследовать водителя. Но предрейсовый осмотр может проводить не любой медицинский работник. Как правило, на селе один специалист – фельдшер фельдшерско-акушерского пункта. Он не имеет права проводить такое обследование, так как у него нет на этот вид деятельности лицензии. Поэтому управление образования заключило договор с центральной районной поликлиникой о том, чтобы медработники ФАП прошли специальное обучение и могли проводить предрейсовый и послерейсовый медосмотры. Оказалось, решено только полдела. При организации предрейсового техосмотра мы столкнулись с еще большими трудностями. Найти человека, который мог бы произвести такой осмотр, на селе почти невозможно. Хорошо, если в большом населенном пункте имеются сельскохозяйственное предприятие с небольшим парком автомашин и работник, отвечающий за выход транспортных средств в рейс. Там есть возможность заключать соответствующие договоры. Но во многих населенных пунктах нет такой возможности. Поэтому мы очень рады, что сейчас наших детей подвозят специализированным транспортом. Организация перевозок школьников была возложена на областной комитет по транспорту, который сейчас проводит конкурсные мероприятия, определяя перевозчика. На протяжении 2010 года перевозку школьников Псковского района осуществляло предприятие «Псковпассажиравтотранс», надо сказать, что достаточно успешно.- Светлана Анатольевна, всегда ли есть возможность доставлять детей в школу по дальним грунтовым дорогам?- Подключаем к этому вопросу муниципальные и волостные власти в зависимости от принадлежности дорог. Перед началом учебного года комиссия из представителей ГИБДД, автопредприятий, администрации района, комитета по дорожной службе и управления образования проезжает по дорогам, составляет акты. В первую очередь дороги ремонтируются там, где осуществляется подвоз школьников. На протяжении учебного года руководитель образовательного учреждения и управление образования отслеживают состояние дорог. Если они не расчищены – первый человек, который об этом узнает, – это руководитель образовательного учреждения. После новогодних каникул были случаи, когда автобус со школьниками приезжал, и кто-то из дальнего населенного пункта отсутствовал из-за того, что к этому населенному пункту не была расчищена дорога. Согласно принадлежности дороги принимается решение: если дорога волостная, руководитель образовательного учреждения обращается к главе волости, если муниципальная – к нам в управление образования, и мы сразу же начинаем действовать. Вопрос решается. Но, к сожалению, у меня нет рычагов воздействия на работников дорожных служб для того, чтобы предупреждать такие ситуации заранее. В целом же вопросы подвоза школьников решаются удовлетворительно. Автобусы доставляют детей и на внеклассные и внешкольные мероприятия. Скажу еще об одной проблеме – о снегопадах. Казалось, вот она – настоящая зима, о которой мы мечтали в последние годы, вспоминая наше детство. Однако это принесло немалые проблемы для образовательных учреждений: скопление снега на крышах, подтаивание при повышении температуры и образование сосулек. Как быть? Может, директору испробовать альпинистское снаряжение? Эта идея родилась в шутку, но нынешней зимой мы действительно впервые воспользовались этим вариантом. Заметили, кстати, такую закономерность: кровля зданий образовательных учреждений, замененная после 2000-2003 года, очень ненадежна. Шифер на крышах был уложен без утеплителя, и тепло, поднимающееся из здания снизу вверх по законам физики, нагревает крышу. Снежная масса начинает подтаивать, образуя ледяную корку, которая, когда снег начинает таять, не дает воде уходить, и она течет в здание через щели в шифере. Неправильная технология установки новых крыш в этом году стала причиной больших трудностей. Пришлось нанимать специалистов, которые приезжали к нам из Пскова с вышками, сбивали наросты сосулек и убирали снежные массы. Но есть у нас образовательные учреждения, куда вышку завезти невозможно: они выстроены квадратами и в их внутренний двор нельзя заехать. Вот тут и пришлось воспользоваться услугами верхолазов с альпинистским снаряжением. Ситуацию с крышами мы контролируем еженедельно. Но как выйти из положения, если школа расположена далеко от крупных населенных пунктов? Нужны будут специализированные бригады в помощь образовательным учреждениям в маленьких населенных пунктах.КомментарийАлександр КОВТУН, начальник отдела планово-экономического обеспечения и материально-технической базы Департамента образования Псковской области:- Проблема замены оконных блоков в образовательных учреждениях Псковской области весьма актуальна. Объем средств областного и муниципальных бюджетов, выделяемый на все виды ремонтов учреждений образования, значителен: так, в 2008 году на эти цели было выделено 376,347 миллиона рублей, в 2009-м – 342,005, в 2010-м – 377,182. Учитывая большой объем работ, их финансирование, на мой взгляд, необходимо осуществлять с участием федерального бюджета.Все котельные, находящиеся на балансе образовательных учреждений, должны быть переданы на обслуживание специализированным предприятиям. Доставка учеников в школы также должна осуществляться специализированными автотранспортными предприятиями, которые имеют возможность ежедневно производить предрейсовый медицинский и технический контроль транспортного средства и водителя. Для этой цели в 2010 году в области было приобретено 25 автобусов, оборудованных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 5160-98 «Автобус для перевозки детей. Технические требования». В 2011 году намечено приобрести еще 10 машин.Псковский район, Псковская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту