Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Алло! Меня обидели! Более тысячи нижегородцев ежемесячно набирают номер детского телефона доверия

Учительская газета, №27 от 7 июля 2015. Читать номер
Автор:

Именно с такой фразы начинаются почти все разговоры с психологом по телефону доверия. Такая услуга в помощь семье и детям появилась в Нижегородской области пятнадцать лет назад и с каждым годом становится все более популярной и востребованной. Создавать эту службу в областном центре социальной помощи семье и детям «Журавушка» довелось Ирине Викторовне Олюниной. К тому времени она была уже достаточно опытным педагогом, преподавала историю в техническом университете, приобрела вторую профессию – психолога.

В штате центра имелось всего два психолога, этого было явно недостаточно. Ведь им же надо было вести и непосредственную работу с семьями, попавшими в трудную ситуацию, и дежурить у телефона. Предусматривалось, что эта услуга будет доступна с девяти утра до девяти вечера. Решили призвать на службу волонтеров из студентов, готовящихся стать психологами. В Нижнем Новгороде такие факультеты были в Государственном университете имени Лобачевского и Нижегородском государственном педагогическом университете. Конечно, и с ними приходилось немало работать, хотя все, кто пришел тогда в центр, были настроены серьезно, трудились целый год бесплатно, но с полной отдачей.Однако и самим организаторам была нужна помощь. В стране уже действовали телефоны доверия для взрослых, а кое-где и детские. Изучение имевшегося опыта помогло на первых порах, да и свой опыт начал накапливаться.Ныне пятнадцать профессиональных опытных психологов по графику принимают звонки от детей и взрослых с утра до вечера. А сама Ирина Викторовна Олюнина работает заместителем директора центра «Журавушка», у нее много обязанностей. Но одной из самых основных она считает руководство службой детского телефона доверия. – Ирина Викторовна, кто звонит чаще – дети или родители?- Определенную статистику мы не ведем, но среди 11830 звонков в прошлом году большинство было от детей и подростков. По нашей рекомендации многие школьники «забили» номер телефона доверия в свои мобильники. С этой целью проводили специальные акции по информированию населения о такой услуге через областные СМИ, подключили все школы и средние профессиональные учебные заведения. Бесплатную связь предоставляет Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мы вместе реализуем социально значимый проект «Сохраним семью детям».- На кого чаще всего вам жалуются ребята? На несправедливых учителей, строгих родителей, на соседей, мешающих слушать рок-музыку?- Такие жалобы бывают, но больше все-таки высказывается обид на своих сверстников. Не всем детям удается находить контакт с одноклассниками. Кого-то дразнят за физические недостатки, дают обидные прозвища, исподтишка пишут нехорошее в забытой на парте тетрадке. Такие инциденты снижают интерес ребенка к школе, к учебе, появляется постоянное чувство угнетенности и обиды. Важно помочь ему разобраться в причинах такого поведения одноклассников, научить общению со сверстниками. Поскольку звонки анонимные, то нет возможности пообщаться еще и с обидчиками, поэтому предлагаем это сделать самому обиженному. Советуем, как сделать лучше, эффективнее, это и есть реальная помощь психолога.Девочки-подростки бывают недовольны, что строгие мамы не разрешают ходить на ночные дискотеки или на поздние прогулки с друзьями. Приходится объяснять, что это не относится к нарушению прав ребенка, наоборот, родители проявляют заботу о его безопасности. Они ведь несут ответственность за своих несовершеннолетних детей.Нередко звонят и взрослые, вдруг оказавшиеся бессильными понять поступки своих маленьких или уже взрослеющих отпрысков. Не слушаются, грубят, своевольничают…Об одной из таких бесед я узнала от своей знакомой. Ее четырнадцатилетний внук всерьез влюбился в почти взрослую девушку, и это стало серьезной проблемой для всей ее семьи. Поскольку выхода сами взрослые не находили, решили обратиться к профессионалам. Знакомая мне пересказала разговор:- Что больше всего вас тревожит? – спросила психолог.- Так ведь мальчику еще учиться и учиться, а ей почти восемнадцать. Он часто ездит к ней на другой конец города, возит подарки. Мы даем ему деньги на карманные расходы, а он все тратит на нее. Уговаривали его и мама с папой, и я, никого не слушает. «Она мне нравится, я с ней дружу», – твердит одно и то же.Задав еще несколько вопросов, психолог объяснила, что в этом возрасте мальчик хочет выглядеть взрослым, а внимание девушки старше его по возрасту льстит его самолюбию. Первая влюбленность приходит к людям в разные сроки, а в четырнадцать лет особенно часто. «Вспомните себя в этом возрасте, – предложила она. – Разве вы слушали чьи-то советы? Впереди летние каникулы, у мальчика будет больше времени разобраться в своих чувствах. А взрослые пусть будут более доброжелательны к нему, чаще надо спрашивать о друзьях и о подруге, где они проводят время, чем интересуются».- У нас очень популярна служба психологической помощи семье и детям, – рассказывает Ирина Викторовна, – ежедневно через нее проходят не менее семидесяти человек. В работе с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, мы не пытаемся привнести в семью новую идеологию, а лишь помогаем увидеть, развить и укрепить те ресурсы, которыми семьи обладают.Со звонка на детский телефон доверия началось не так давно общение с одной семьей. Случилось несчастье со старшеклассником, без видимых причин благополучный мальчик на глазах у товарищей и многих соседей выбросился из окна девятого этажа. Естественно, началось следствие. Вызвали и девочку, с которой он дружил. Она и так переживала, была в депрессии, а тут еще одноклассники, видимо, подливали масла в огонь. Мол, из-за нее все произошло. Психическое состояние девочки было настолько тяжелым, что мать стала опасаться и за ее жизнь. Позвонила по телефону доверия. С этой семьей мы работали уже очно. Все закончилось благополучно. Школьница обрела покой и уверенность, хотя душевная травма, конечно же, у нее осталась надолго.Бывают звонки, якобы предупреждающие о предстоящем детском самоубийстве. Психологи особенно внимательны при таких беседах. Но, как правило, это сигналы не о действительных намерениях. Они продиктованы обидой и желанием кого-то попугать. За сорок – пятьдесят минут разговора по телефону собеседники успокаиваются, приходят в себя. Расстаемся с ними дружески.- А как быть, если понятно, что такая или другая беда может произойти реально? Ведь ни фамилии, ни адреса спросить нельзя?- Как правило, такие тревожные звонки обычно приходят от соседей, случайных людей, родителей, учителей. Например, увидели оставленную надолго без присмотра коляску с ребенком на улице. Или учитель наблюдает, что ученик нередко приходит на уроки с синяками на теле. Бывают и другие критические ситуации, когда одной беседой по телефону ограничиваться нельзя. Заводим так называемые карточки кризисного звонка, определяем сроки реагирования. С брошенным ребенком надо заниматься немедленно, подключаем соответствующие городские органы. По другим фактам связываемся с органами соцзащиты или опеки. В прошлом году было 12 таких карточек, во всех случаях удалось людям помочь.- Как формировался штат для организации службы детского телефона доверия? Полагаю, что для такой ответственной работы нужно не только профессиональное образование.- На то мы и психологи, чтобы уже при первом знакомстве с соискателем определить, способен ли человек вызвать доверие у человека на другом конце провода. Здесь играют роль и сила голоса, и тембр, и размеренность речи. И конечно, важно умение задавать вопросы тактично, чтобы вызвать доверие, и способность выслушать, не перебивая, подчас путаную речь. С удовлетворением можно отметить, что ни разу не ошиблись в подборе специалистов.Все специалисты постоянно учатся, повышают свою квалификацию. Министерство социальной защиты поощряет эти стремления. Почти все прошли дополнительную специализацию по разным направлениям психологии, используем курсы усовершенствования в Москве и Санкт-Петербурге, изучаем зарубежный опыт. Психология, как любая наука, идет вперед, появляются новые методы. Использование научных достижений делает более эффективной работу детского телефона доверия.Нижний Новгород


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту