search
main
0

Алла РАГОЗИНА, директор гимназии “Цветная планета” детской Вселенной Она взяла лучшее, но создала свое

Только в самых отчаянных мечтах представляется иногда учителю школа, которую бы он сам хотел создать. Набрать только первые классы малышей и постепенно растить их, с каждым годом набирая в школу новых первоклашек. С нуля воспитывать и учить всех детей так, как сам считаешь нужным.
Собрать коллектив единомышленников – умных молодых учителей, активных и увлеченных.
Такую давнюю мечту девять лет назад осуществила в Краснодаре Алла Рагозина, став директором необычной гимназии.

Помню, как я попала в 92-ю гимназию на второй год ее жизни вместе с небольшой американской делегацией.
– Фантастика! Фантастика!.. – только и могли тогда выговорить заокеанские гости, переходя от панибратски болтавших с ними на английском второклассников в зал с новейшими компьютерами.
– В Америке такие комплексы и в частной школе редкость, – признаются удивленные гости.
Много лет, постепенно и исподволь, зрела у Аллы Антоновны эта идея – воспитывать детей так, чтобы возрождалась былая русская интеллигенция. Чтобы было знаний на порядок больше, чем у других, чтобы свободно владели языками, легко музицировали и танцевали, были спортивными и здоровыми, добрыми и прекрасно воспитанными.
Эта утопия имела только одно реальное подтверждение – богатейший опыт дворянского воспитания. Взялась разбирать по косточкам идиллию пушкинского лицея и практику старых гимназий. Потом объездила Европу, преподавала русский в афинском лицее. Посмотрела на новейшие находки в признанных педагогических центрах – Москве, Воронеже, Белгороде. И поняла, что механически ничего не повторишь. Взяв лучшее, надо создавать свое.
Так вместе с привычными предметами с первого класса появились информатика, хореография и ежедневный английский, со второго – экономика и второй иностранный. Здесь же – филиал музыкальной школы, спортивные секции и танцевальные кружки, а теперь и свой музыкальный театр.
Тогда вежливые американцы не спешили с признанием, как усиленно у них дома стараются перенять нашу учебную систему.
А Рагозина все больше ощущала ее пагубность – житейскую, человеческую.
Когда, от вожатой до завуча пройдя университеты Маляровского – “лучшего директора в крае самой сильной четвертой школы”, увидела, как учительскими грубостью и равнодушием коверкаются судьбы детей. Когда, восемь лет проработав заведующей Октябрьским роно, разбирала бесконечные жалобы родителей.
А потому и решила начать с чистого листа: набрала семилетних малышей – только первые классы и еще трепетно их любящих вчерашних выпускниц Краснодарского высшего педагогического училища. По-дружески, без привычных команд и окриков общаются они с детьми. Радостно наблюдая, какими незакомплексованными, творческими и уверенными в себе растут ребятишки.
– Каждый педагог твердо знает, что он приходит, как мы часто говорим в гимназии, строить храм в душе ребенка. Чтобы дети получали здесь не только знания, но и радость, покой в душе, чувствовали любовь учителей и тепло друзей. Молодые учителя впитали в себя все наши устремления, самозабвенно осуществляют все намеченные вместе планы и стали главными хранителями наших традиций, – подводит сегодня итоги бессменный директор. – Работая у нас, они успели закончить университеты и институты, вышли замуж, родили детей.
Теперь “идейный костяк” коллектива незыблем, и директор приглашает все больше опытных педагогов-предметников: растут старшие классы. Но признается: “Я очень уважаю опытных учителей, только уж очень нас всех раньше комплексовали и слишком консервативной была школа. Редко кто даже из талантливых преподавателей смог тогда выстоять, остался самим собой и глубоко понимает ребенка”. Считает, что смогла собрать именно таких: ребята принимают их справедливую строгость.
– Главное наше достижение – это дети, – улыбается Алла Антоновна. – Всякие они – и горластые, и шустрые, и забияки, но все хорошие. “Сперва люби, потом учи” – это еще Каменский говорил. В следующем году будет первый выпуск одиннадцатиклассников – из тех, кто пришел в самый первый набор. И думаю, у этих ребят хорошее будущее: они умны, образованны, воспитанны и должны достичь в жизни всего, чего хотят. Целеустремленность многих учеников иногда просто поражает. Все знают нашего Макса – Максима Бердника. Он и на городских митингах выступает, в музыкальном театре поет, учит третий язык, занимается борьбой, великолепно владеет компьютером. Наши дети знают себе цену, уверены в себе, а это очень важно в жизни.
Основная задача школы – даже не обучить, а научить мыслить самостоятельно. Мы обязательно должны разглядеть личность, способности в каждом.
– Удается?
– В этом прежде всего задача классного воспитателя, который есть у всех – с первого по одиннадцатый класс. Он должен быть и другом, и советчиком ребенка – именно он постепенно лепит личность.
Особое внимание – воспитанию жизненной позиции ребят. Не осталось прежних детских организаций – создали свою демократическую республику “Цветная планета”. Провели взрослые выборы – с агитаторами, центризбиркомом – президента, парламента, министров, верховного суда.
Поначалу помогли “новой власти”, а теперь доверили ей самостоятельно решать многие проблемы.
– Осуществились ваши мечты?
– Где-то на 85 процентов мы сделали то, что хотели. И если бы мне пришлось повторить жизнь, сделала бы то же самое, только что-то бы переосмыслила, чтобы получилось еще лучше. Все живем единой семьей, и это триединство педагогов, учеников и родителей считаю нашим достижением. Дети очень добрые: когда воспитываются в любви и добре, то и сами неагрессивные.
В школе – углубленное изучение всех предметов и повышенные требования к ученикам. Здесь давно заметили, что, если исключают отпетого двоечника, в обычной школе он начинает учиться без троек.
А теперь все больше возможностей появляется для объективной оценки знаний ребят. Подрастают старшеклассники, второй год стали участвовать во всех олимпиадах и – побеждать. В этом году в Центральном округе по всем предметам заняли призовые места, потом – в городе и девять мест – в краевых олимпиадах. В Краснодаре три первых места – по английскому языку и два вторых, с первого по третье место – по немецкому и французскому, хотя гимназисты представляют свой второй иностранный в отличие от остальных участников с основным.
Мы не удивлены: 9-10-классники уже свободно общаются на английском без переводчика. В прошлом году был первый экзамен в девятых, так наши учителя умудрились дать им тексты за второй курс факультета иностранных языков Кубанского госуниверситета: большие отрывки из романов Диккенса, Гюго, Джека Лондона, Драйзера.
– Неадаптированные?
– Абсолютно. И правда, ребята переводили свободно, не пользуясь словарем и почти без подготовки.
С десятого класса для них началось профильное обучение. В этом выпуске все выбрали гуманитарное направление – добавили им деловой английский, сохранили русский, увеличили часы литературы и других профильных предметов. По договору с Кубанским госуниверситетом некоторые лекции читают преподаватели вуза – в фонде зарплаты заложены пять процентов на оплату по договорам.
С основания 92-й гимназии профессор КубГУ, заведующий кафедрой педагогики Эмиль Малиночка руководит научно-методическим советом. Сейчас без науки нельзя: необходимо исследовать результативность работы, видеть, от чего надо отказаться, а что совершенствовать, к чему прийти. Поэтому действуют научно-исследовательская лаборатория и кафедры по всем предметам, которыми руководят опытные преподаватели высшей категории.
А главной научной темой первого десятилетия стало развитие творческих способностей и познавательной активности. Сейчас она завершается: изданы сборники научных трудов, проведено множество конференций для коллег из Краснодарского края.
Теперь началось еще одно серьезное исследование – мониторинг в образовательной деятельности учащихся. И масштабность сделанного уже впечатляет. Подробно прослеживается уровень знаний каждого ученика начиная с ежегодных оценок по всем контрольным до уровня психологической комфортности и здоровья. То же – от тонкостей профессионального мастерства до состояния здоровья – в таблицах о педагогах. Дети, родители и учителя выставляют оценки результативности работы администрации и ее руководителей.
Без науки. конечно, нельзя, – продолжаю спрашивать я, – но без денег-то как?
– В прошлом году вышел указ президента о создании попечительских советов. А мы давно интуитивно почувствовали такую необходимость, “бежали впереди паровоза”, и организовали его еще в 93-м. Просто поняли, что без хорошей материальной базы не может быть хорошего образования. В Попечительском совете – двадцать семь руководителей крупных предприятий, фирм, банков. С самого начала они поверили в наши идеи, согласились помочь и теперь добросовестно нас опекают.
Как же тянемся мы, оказывается, к духовности и красоте! Каждый год со всех концов города рвутся краснодарцы устроить сюда своего ребенка. Вот только набор становится все меньше: небольшое двухэтажное здание давно уже переполнено.
– Когда я затеяла четырехэтажную пристройку, меня называли самоубийцей, и многие не верили, что мы сможем потянуть строительство, – рассказывает Алла Антоновна.
Помню, первый раз я услышала из ее уст: “Здесь будет новое здание”, когда и место-то для него было захвачено арендаторами. А эта хрупкая женщина сражалась против команды здоровых мужиков в суде, выслушивала от них угрозы наедине и победила.
Теперь растут долгожданные этажи, и уже никто не сомневается, что она обязательно победит и на этот раз.
Говорят, у каждого человека есть свое призвание на этой земле. Когда узнаешь Рагозину, понимаешь, что есть и такое призвание – директор школы. Она в центре собственной вселенной, что создала для восьмисот ребятишек и их учителей. Это действительно ее “Цветная планета”, или краснодарская гимназия N 92.

Любовь СУСЛОВА
Краснодар

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте