search
main
0

Алия Волошко, Томская область: Отработал год и за порог. Почему молодые учителя не остаются в школе?.

Стыдно признаться, но после окончания педуниверситета, как и большинство моих однокурсников, я стала работать продавцом. И дело было не только в зарплате. Материальная сторона вопроса – полбеды. Молодых пугают трудности.

Путь в школу у каждого разный: мечта, продолжение династии, воля случая. Оканчивая университет, я думала, что достойна большего, ведь для этого у меня есть все данные: молодость, высшее образование, способность к самореализации… Но судьба сложилась так, что я оказалась в школе. В селе, хотя родом из большого мегаполиса. Замужество, рождение ребенка… Имея диплом педагогического вуза, решила попробовать себя на учительском поприще. И даже не ожидала, что все сложится как нельзя лучше… Что молодые не хотят идти в школу – это миф. Идут многие, а вот кто остается – это вопрос. Я осталась! Трудности пугали, но я понимала, что преодолевать их необходимо, чтобы стать настоящим педагогом. Что же пришлось преодолеть мне и приходится преодолевать любому молодому учителю? Во-первых, как профессионал бывший выпускник вуза еще достаточно слаб, не имеет представления о том, с кем ему придется работать. Во-вторых, он совершенно не понимает, что попал в десятилетиями сложившуюся систему с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами. В-третьих, для выпускника вуза, который старше своих учеников на 5–8 лет, ситуация выглядит весьма пугающе. Плюс ко всему молодой учитель сталкивается с большим объемом школьной документации. В итоге весь первый год молодой человек мало что понимает из происходящего, но очень старается и все равно совершает кучу ошибок. Ответственность за каждый шаг не дает расслабиться. Но это не самое страшное. Умение держать класс – это самая, на мой взгляд, существенная проблема молодого педагога. Ведение урока требует мгновенной реакции, стремительных переходов от расслабления к работе и одновременно создания ощущения, что все идет легко и естественно. Но это не все. Возвращаясь домой, учитель садится работать, и, как показывает практика, в первый год по-настоящему желающий работать учитель практически не имеет свободного времени. А если начинающий педагог получит еще и классное руководство? Большинство родителей считают молодого учителя неоперившимся птенцом и не каждый может серьезно слушать советы человека, которому слегка за двадцать. Тревога родителей вполне понятна, но новичку от этого не легче. Пройдя через череду описанных проблем, молодой учитель в конце первого учебного года может задать себе вопрос: «Ради чего?» Становится жаль потраченных усилий, времени, и он понимает, что нелегко, но все равно буду работать. Что может повлиять на принятое им решение? Стимул! Если он есть, все проблемы отступают. Для меня одной из составляющих пути преодоления проблем стала помощь детей. Они как-то подсознательно почувствовали, что мне очень тяжело, и начали «помогать»: с готовностью шли на диалог, лучше, чем с более старшими учителями выполняли заданное, своими силами одергивали распоясавшихся одноклассников. Детское тепло, явное или скрытое, я ощущала очень сильно. Но это оказывается возможным, только если дети чувствуют, что перед ними учитель, обладающий притягательными для них качествами. Другая составляющая – федеральные программы развития села и поддержки молодых специалистов. Я, придя в школу, сразу же получила средства на приобретение жилья, и сейчас у нас отличная двухкомнатная квартира. В моей школе еще трое молодых коллег, которые благодаря программе приобрели собственное жилье и продолжают успешно работать, даже не задумываясь о поиске другого места. В прошлом году мне предложили должность заместителя директора по воспитательной работе. Я решила рискнуть. Стала задумываться о подборе будущих педагогических кадров, ведь выявлять их надо еще на школьном этапе. Важно не только увидеть таких учеников и убедить молодого человека поступить в педагогический вуз, но и остаться работать в школе. Одним из вариантов решения этой проблемы считаю незаслуженно забытое обязательное распределение. Если абитуриент изначально знает, что педвуз для него – не только наиболее доступное высшее образование, но и непременно работа в школе, то, возможно, увеличится процент тех, кто пойдет учиться по призванию. Серьезной школой для меня послужил Конкурс профессионального мастерства молодых специалистов, проводимый Региональным центром развития образования. Больше всего в конкурсе понравилась возможность знакомиться с людьми с такими же интересами и проблемами, возможность отвлечься от повседневных дел и поработать в малознакомой группе, создать сетевой проект, попытаться решить хотя бы одну из проблем современного образования. Конкуренция, несомненно, присутствовала, как и в любом конкурсе, но это здоровая конкуренция, стимулирующая к новым идеям. Организаторам конкурса пришла в голову отличная идея собрать молодежь, желающую проявить себя в разной деятельности, в том числе и проектной. Голова молодого учителя еще не заполнена трафаретами традиционной системы образования. Молодые педагоги стремятся к новому, им нужны такие мероприятия. Теперь я уже не считаюсь молодым педагогом – работаю четвертый год. Сейчас я уверена, что самореализация и успешная карьера возможна и в современной школе. Я довольна тем, чего достигла, и сильно сомневаюсь, что, будучи продавцом, имела бы то, что есть у меня сейчас. Конечно, молодому учителю нелегко, но трудности нужно учиться преодолевать, это закаляет характер. А главное – помогает найти цель в жизни и достигнуть ее. Об авторе Алия Владимировна Волошко, заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учитель русского языка и литературы средней школы села Ново-Кусково Асиновского района Томской области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте