search
main
0

Алемания + Дойчланд = Германия

Немецкий язык в России – один из самых популярных. Неудивительно, что среди “иностранных предметов”, присланных на конкурс “100 друзей”, оказались сценарии уроков и описания организации внеклассной работы на немецком языке.

Наталья Вяткина, учитель немецкого языка 24-й школы поселка Сосновка Свердловской области, предложила факультатив для семиклассников по теме “Домашние животные”. Скучать ребятам не придется, в плане занятия – разгадывание “звериного” кроссворда, работа над текстом, аукцион для знатоков животных и совместная инсценировка. Цель педагога – поддержать интерес к языку, закрепить лексический материал, научить высказываться и задавать вопросы.
Сценарий урока-праздника для детей третьего года обучения прислали на конкурс учителя немецкого языка Елена Годунова и музыки Лира Макашова из школы N4 города Искитима Новосибирской области. Они тоже обращаются к теме “Мир животных”, но, помимо развития навыков говорения и выразительного чтения текста, сценарий предполагает пение на немецком языке. Таким образом, помимо освоения языка интегрированный урок-праздник максимально задействует творческие способности учеников – вокальные, художественные и даже танцевальные.
На старшеклассников рассчитан сценарий урока “Генрих Гейне и его поэзия”. Евгений Мартьянов, учитель немецкого языка Томинской средней школы Сосновского района Челябинской области, предлагает изучать Гейне не только в переводах Лермонтова и Тютчева, но и в оригинале. Урок выстроен в форме литературной гостиной. Это совместная работа: учитель рассказывает о судьбе поэта, а ученики представляют его творчество.
Для 10-го гуманитарного класса разработала сценарий урока Татьяна Ларионова, учитель немецкого языка Центра образования N12 города Новомосковска Тульской области. Она предлагает форму гласного оценивания в течение всего занятия. Педагог постепенно заполняет заранее оформленную на доске таблицу, и в конце урока каждый ученик видит свою итоговую отметку за разные виды деятельности – аудирование, говорение, чтение, диалог. Личностно-ориентированное обучение построено на основе работы с текстом. Обязательное условие – текст должен быть адресован конкретной возрастной группе, сообщать о близких проблемах и увлечениях. Таким образом стимулируется познавательный интерес.
Немецкий можно изучать не только на школьных уроках и факультативах. Летние каникулы – хороший повод продвинуться дальше или впервые “взяться за язык”. Это доказывают программа языковых занятий и информационная карта проекта “Здравствуй, друг!”, присланные Ниной Матросовой, руководителем клуба немецкого языка и культуры из Центра детского творчества города Абакана. Главная задача летней школы – по-настоящему заинтересовать ребят. Конечно, за десятидневную лагерную смену язык в совершенстве не освоить, зато можно привить желание всерьез изучать его в дальнейшем – в школе или дома. Поэтому в программе сделан упор на активизацию общения через игры, конкурсы, викторины, участие в культурно-досуговых и экскурсионно-познавательных мероприятиях. Условия летнего лагеря отдыха идеальны для интенсивного метода обучения. Изначальная установка на отдых и на получение удовольствия от знакомства с языком раскрепощает ребят и высвобождает скрытые резервы механизмов памяти. Автор проекта строит учебно-воспитательный процесс в лагере по нескольким принципам.
Комплексный подход предполагает две основные формы предъявления материала: в процессе совместной деятельности и целенаправленных языковых занятий. Полученные знания закрепляются в течение всего дня. Большое значение отводится подвижным играм на свежем воздухе, основанным на немецком фольклоре, традициях и обычаях.
Композиционно-тематический принцип строится по схеме: каждый день имеет свой тематический девиз. Например, первый день – “Здравствуй, лагерь!”, второй – “День дружбы” и т.д.
Индивидуально-групповой принцип предусматривает три блока занятий в течение дня. Работа в группах до обеда, кружки по выбору (индивидуально-групповые занятия) в послеобеденное время и блок культурно-массовых мероприятий вечером.
Креативный подход направлен на максимальное использование творческого потенциала детей в самых разных областях деятельности: учебной, познавательной, художественно-эстетической, спортивной и трудовой. В конце смены ребята обязательно представляют результаты совместной проектной деятельности.
И наконец семейный принцип формирования групп, когда есть старшие и младшие, но равноправные члены социума. В этом случае обеспечиваются взаимопомощь и естественное распределение ролей как на занятиях языком, так и в отдыхе.
Авторы всех присланных на конкурс работ предложили разнообразные формы и методы изучения своего предмета. И это вполне логично: так легче и интересней постигать чужой язык.

Ольга МАКСИМОВИЧ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте