Начав свой педагогический путь со студенческой скамьи, я знать не знала, что ждет меня в школе. Были, конечно, и институтские практики в школах – короткие, в неделю, и длинные, в два месяца, но кроме бумажной волокиты ничего не запомнилось. Помню только еще, что дети радовались, видя нас – пугливых, стеснительных студентов. Им хотелось, наверное, в качестве учителя иметь человека, недалеко ушедшего по возрасту.
Недалеко ушедшая по возрасту от своего восьмого класса (классным руководителем которого меня назначили в ноябре), я пришла в школу. Школа встретила настороженно: «А справится ли? А не испугается ли? А не убежит ли в бизнес, торговлю и менеджмент, офисным работником, продавцом телефонов и курьером в большие мебельные магазины, как сделали до нее это сотни и тысячи молодых учителей?» Не испугалась. Не убежала. Вела и веду математику и информатику в средних классах уже второй год. Были и войны, были и перемирия, и конфликты, и доверительные отношения с учениками. Так прошла я свой первый и сложный год, когда так трудно, так тяжело одной бороться и завоевывать уважение, ведь у детей к молодым учителям априори его нет. Сейчас, когда закончился период взаимной адаптации детей ко мне и меня к детям, кажется, начинается самое удачное, самое плодотворное время, когда можно придавать почти оформившимся детским душам нужную форму – имея кредит их доверия и уважения, ведь воспитательная работа, я считаю, гораздо важнее, чем собственно обучающая. Сама я окончила школу всего лишь 7 лет назад, поэтому чаяния и надежды современных школьников мне особенно близки и понятны. Я застала ЕГЭ и вижу, что у нынешних детей нет такого страха перед ним, как у моих сверстников в далеком 2004 году. Есть, наверное, много причин тому, но кажется мне, что это и оттого тоже, что школа, знания, наука и образованность вообще за эти семь лет очень и очень потеряли свою ценность в глазах учеников. Не согласна со многими изменениями в школьных программах, например, с такими, когда в геометрию 9-го класса зачем-то включили очень сложный для понимания школьников материал, который лично я впервые проходила на втором курсе института. Дети и так перегружены, а в их учебных программах все больше специализированной информации, которая обычному среднестатистическому троечнику никогда в жизни не понадобится! А может, и правда, не в этом суть? Может, суть нашей работы в том, чтобы выпустить из стен школы человека, который не потеряется, не испугается, не останется за бортом нашей безжалостной и сложной жизни? Или, может быть, главное – чтобы человек был хороший, а уж какая там оценка у него в аттестате по алгебре стоит, вряд ли кто-нибудь когда-нибудь поинтересуется? Чего я жду, что я хочу, на что надеюсь? Утопические у меня, наверное, мечты. Я жду, что люди вокруг все вдруг изменятся и станут добрыми. Я хочу, чтобы у моих учеников по утрам были радостные глаза и выспавшиеся лица. Я хочу, чтобы родители давали своим детям настоящее детство и возможность нормально выучиться и повзрослеть. Я жду, что школьные программы пересмотрят и оставят только самое главное, самое интересное, самое нужное, ведь обучение должно ориентироваться на желания и возможности детей, а не на образовательные стандарты. Я жду, что дети станут смелее и креативнее, что не будут бояться выходить к доске, выходить на сцену, выходить вперед…Я жду, что они будут подходить к моему столу не только с решенными задачами, но и с теплыми словами. Я хочу жить и чувствовать, что я нужна, что я важна и что если меня не будет – они загрустят и, встретив через десять лет на улице, вспомнят.
Комментарии