Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Александр Рахно, Омская область: Нельзя в условиях кризиса ставить зарплату учителя в зависимость от зарплаты по экономике.

Дата: 11 марта 2015, 17:05
Автор:

Я всегда был против закрытия малых школ, но теперь думаю, может, и к лучшему? Мы не учим детей для наших сел. Мы учим для Тюменского Севера, на котором работает все трудоспособное мужское население омских деревень, для столиц, куда рвутся молодые.

Согласно указу, размещенному на сайте Кремля, Владимир Путин сократил на 10 процентов зарплату себе, премьер-министру Дмитрию Медведеву, генеральному прокурору Юрию Чайке и председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Не думаю, что это сильно ударит по их карманам, но хочется надеяться, что это послужит примером для региональных чиновников.

Кризис бьет в первую очередь по слабым. По детям. В Омской области сделали адресной дотацию на питание школьников. Дотация эта состоит из двух частей – областной и муниципальной. Она и так была небольшой – 10 рублей. Но теперь и вовсе осталась для детей из семей, в которых средний доход на каждого члена семьи ниже полуторной величины прожиточного минимума в Омской области в расчете на душу населения, то есть ниже 11 тысяч рублей. Немного в области есть семей, где на маму и ее двоих детей приходится 33 тысячи рублей. В Петропавловской школе Муромцевского района, где я работаю директором, 175 учеников, из которых 135 получают адресную помощь. У остальных выходит на 5-10 рублей больше, что дела не меняет. Поэтому мы кормим бесплатно горячими обедами всех благодаря помощи спонсора Бориса Коваленко. Нам повезло – он наш земляк и практически единственный, кто помнит и помогает малой Родине. Но и мы уже не тянем на бесплатные завтраки, которые были прежде – какао и хлеб с маслом. Тут еще вопрос – есть ли смысл родителям унижаться, ехать в район за 50 рублей, возвращаться за столько же, чтобы получить справку на дотацию в 100 рублей? И почему школа, которая и без того превратилась в счетовода, вместо обеспечения учебного процесса должна заниматься сбором таких справок? Мы вообще имеем право выяснять доход родителей? Ну пусть бы этим занимались социальные службы, они же должны вести такой учет. Школе-то зачем лишняя нагрузка вместо занятий с детьми?

Очевидный факт: именно дети требуют особой поддержки в трудные времена. Может быть, правительству Омской области тоже немножко урезать свои зарплаты? Или вообще стать администрацией? Кемеровская область побогаче нашей, но не претендует на правительственный статус – расходы на содержание администрации меньше. Хватило бы накормить детей в то время, как их родители перестают получать зарплаты, теряют работу, не могут купить необходимое на то, что получают. Министр образования Омской области Сергей Канунников в своем интервью предлагает изыскивать резервы в школьных огородах. У нас его нет, но собираемся организовать. И здесь тоже проблема: детский труд запрещен, с каждым родителем надо проводить работу, чтобы дал согласие…

Наверное, превращение в администрацию и урезание собственных карманов для омского правительства было бы более логичным шагом, чем просто уменьшить окладную часть педагогов и урезать надтарифный фонд. НСОТ стала совершенно бессмысленной. Мало того, что эта система внесла разлад в коллективы, заставила педагогов считать копейки за каждый сделанный шаг, за любое внимание к ребенку, так творческая составляющая, ради которой все затевалось, просто сходит на нет – людям надо жить и кушать. Из фонда оплаты труда поступает вознаграждение не только учителям, но и всему коллективу школы, в том числе техническому, а это чистота и порядок, обеспечение безопасности детей. Государство добавило техничкам и сторожам до «минималки» – 6859 рублей, но все… из того же школьного фонда оплаты труда. Школа разделилась на богатых, бедных и беднейших. И техничкам мало, и учителям не хватает. Уменьшение школьных фондов в первую очередь ударит по маленьким школам: кроме зарплаты, в него ведь входят и хозяйственные расходы. Получается, или поддерживать в школу в нормальном состоянии, или платить людям. Грядет оптимизация, большие школы, где больше душ, на которые выделяется финансирование, выживут, а маленькие, боюсь, нет. Будет также, как с фельдшерскими пунктами, которые сейчас исчезают в деревнях.

Я всегда был против закрытия малых школ, но теперь думаю, может, и к лучшему? Мы не учим детей для наших сел. Мы учим для Тюменского Севера, на котором работает все трудоспособное мужское население омских деревень, для столиц, куда рвутся молодые, потому что там какая-то жизнь и какие-то перспективы. Нельзя в условиях кризиса ставить зарплату учителя в зависимость от зарплаты по экономике. Нет экономики – и школ не будет? Подушевая система оплаты вообще порочна. Ну, выделяют на одного ребенка 20-30 рублей, из чего и складывается школьный фонд. Но души-то разные, из разных семей, в разных положениях, с разными характерами. А именно душами и надо заниматься в кризис. Платить больше классным руководителям, у которых даже тысячу рублей оплаты убрали…

Об авторе

Александр Рахно, директор Петропавловской средней школы, депутат, председатель комиссии по социальным вопросам районного совета Муромцевского района Омской области


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt