search
main
0

Александр МОЛДОВАН, директор Института русского языка Российской академии наук: Язык нуждается в поддержке науки

​Русский язык стал языком межнационального общения в Российской Федерации в силу различных причин и исторически сложившихся обстоятельств. В этом качестве русский язык обладает неоспоримыми преимуществами, в частности, по выражению академика Лихачева, это один из совершеннейших языков мира, язык с тысячелетней письменностью, с великой классической литературой, которая вывела его в число наиболее авторитетных и изучаемых в мире.

Важную роль в поддержании международного статуса русского языка играет российская наука. Когда мы говорим о необходимости продвижения русского языка в международном контексте, не стоит забывать о том, что Российская академия наук всегда на практике укрепляла позиции русского языка в мире благодаря престижу нашей отечественной науки. И по сей день не только в России, но и на всем пространстве бывшего Советского Союза русский язык остается основным языком научного общения, поскольку располагает современными терминологическими средствами для обсуждения научных проблем в любой области.Сегодня в нашем обществе наблюдается возрастающий интерес к русскому языку, который, конечно, можно только приветствовать, так же как и принятие разнообразных законов, свидетельствующих о внимании государства к проблемам русского языка. Нельзя, однако, считать нормальным положение, при котором у нас принимают и утверждают законопроекты, имеющие отношение к использованию русского языка, которые не проходят экспертизу специалистов, по крайней мере это не делают на должном глубоком уровне. Надеюсь, что в дальнейшем такие решения будут принимать только после одобрения Совета по русскому языку.Мы все наблюдаем в нашей языковой повседневности различные отрицательные явления, которые нас справедливо раздражают и огорчают. Я имею в виду орфографическую безграмотность, бедный словарный запас, отсутствие логики, грубость, ненормативную лексику и тому подобные явления, которые часто ошибочно считают проявлением порчи языка. На самом деле все это говорит не о деградации самого языка, а о вульгаризации речевого употребления и культурной неразвитости. И то, что просторечие, даже блатная лексика проникают в публичную речь, – проявление неуважения политиков и чиновников к национальной культуре.Речевая культура теснейшим образом связана с мышлением. Без ее развития ограниченным оказывается и развитие интеллектуальных способностей граждан и нации в целом, поэтому эта сфера должна быть объектом государственного внимания.Принятие различных ограничительных мер вроде запрета иностранных слов подобные задачи не решает. Нужна планомерная языковая политика, направленная не на регулирование языка, а на качественные изменения в школьном и университетском обучении, на просвещение общества в целом. На первом месте – задачи по перестройке системы преподавания русского языка в школе и вузах.Хорошее владение литературным русским языком, что в современной социологии называют языковым капиталом, должно стать непременным условием эффективного продвижения в публичной сфере. Для этого в вузах, занимающихся подготовкой будущей культурно-политической элиты страны, языковое образование должно занимать одно из главных мест, а это в свою очередь предполагает целенаправленное привлечение внимания общества к литературе, государственную поддержку чтения.Конечно, настоятельной потребностью мы считаем государственную заботу о деятельности, направленной на создание переводов произведений русской литературы на языки народов Российской Федерации и литературы народов Российской Федерации – на русский язык. Нужно прививать носителям русского языка привычку обращения к словарям, справочникам и различным пособиям по культуре речи. Словари должны стать настольной книгой не только филолога, но и любого человека, особенно работающего в публичной сфере. Но не надо забывать, что сами словари и те педагоги, которые могут приучить студентов и школьников постоянно ими пользоваться, появляются лишь в условиях, когда в стране идет активная работа в сфере научных проблем русского языка. Именно в этой сфере осмысляют и обобщают языковой материал, оформляют идеи, концепции, создают понимание исторической преемственности в развитии национального языка, которое в дальнейшем переходит уже в школьные и вузовские предметы.Фундаментальные исследовательские работы по русскому языку – та почва, на которой строят свой обучающий курс и преподаватель вуза, и учитель-словесник. Эта деятельность нуждается в постоянном государственном попечении, причем не программном и не грантовом, а институциональном, осуществляемом на постоянной основе, как это принято во всех странах. Мы должны обеспечить нормальное использование тех языковых институтов и механизмов, которые у нас есть, не допустить свертывания их деятельности. Речь идет, во-первых, о постоянной кропотливой работе в области регламентации и кодификации лингвистических норм русского языка. Во-вторых, о научном представлении, или, иными словами, документации, письменных памятников разных эпох и запечатленного в них русского языкового наследия. В результате этой деятельности появляются новые академические многотомные словари и лингвистические корпусы, описывающие русский язык во всем его многообразии с древнейшей поры до современности. В особой поддержке нуждается наш фундаментальный интернет-ресурс «Национальный корпус русского языка», пользующийся мировым признанием. Для того чтобы обеспечить полноценное существование корпусу, его необходимо постоянно совершенствовать и пополнять. Это, конечно, трудоемкая и затратная деятельность, но она абсолютно необходима для поддержания престижа российской науки и авторитета русского языка в мире. Без этой фундаментальной работы не могут быть эффективными развитие, распространение и преподавание русского языка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте