Что мы делаем для того, чтобы прописать «дорожную карту» социализации граждан с ограниченными возможностями здоровья?
Инклюзия в образовании – это ступень инклюзива в обществе, одна из гуманитарных идей его развития, ориентированная на практическое включение инвалидов в социально-экономические процессы страны. Процесс инклюзии, изменяя систему социальных отношений, позитивно влияет на процессы общественного развития в целом. Не секрет, что внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями создания так называемой безбарьерной среды, но и с препятствиями социального свойства. Часто они заключаются в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе в готовности или отказе учителей, школьников, их родителей принять рассматриваемую форму обучения.Отношенческий барьер в этом вопрос едва ли не важнее других (законодательных, информационных и организационных) моментов, ведь внедрение инклюзивного образования приучает общество воспринимать инвалида как равного, а с другой стороны, инвалид приспосабливается к тому, чтобы жить как полноценный гражданин среди всех.С того момента как понятие и, самое главное, практика инклюзивного образования появились в российской системе образования, прошло достаточно немало уже времени, для того чтобы, оценив ее важность, включиться в работу по разработке и осуществлению единой долгосрочной согласованной политики в этой области. У нас для этого есть накопленный опыт, международная практика и политическая воля, свидетельством которой стали и национальная образовательная инициатива нашей новой школы, и реализация масштабной государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, и мероприятия федеральной целевой программы развития образования. Законодательное обеспечение развития инклюзивного образования должно стать точкой кристаллизации инновационных процессов в российском образовании, позволить эффективно решать вопросы равного, доступного, качественного образования для всех, образования, исключающего любые формы дискриминации. Важно комплексно подойти к задаче построения непрерывной инклюзивной образовательной вертикали – от включения в образовательную среду детей раннего возраста до получения среднего специального и высшего профессионального образования студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья.Напомню, что в современной России права инвалидов всех возрастов на образование защищены законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266 «Об образовании». Однако есть проблемы, связанные с организацией образования, как законодательного, так и правоприменительного характера, требующие дальнейших системных решений. Во-первых, отсутствует нормативное регулирование механизмов включения обучающегося в инклюзивное образование. В частности, нет нормативно закрепленных возможностей вариативной организации образовательного процесса, обеспечивающего включение в инклюзивное образование лиц с нарушением психики, эмоционально волевыми проблемами, тяжелыми и множественными нарушениями. Часть детей-инвалидов на основании действующего законодательства признают необучаемыми, до сих пор есть случаи, когда неспособность к обучению определяется, например, у детей с умеренной умственной отсталостью, хотя методические документы предусматривают возможность обучения таких детей. Проблема методического обеспечения инклюзивного образовательного процесса находится в стадии разработки и апробации, а потому она достаточно остра и затрудняет процесс внедрения технологии инклюзивного образования. Есть трудности создания специальных условий детям, не имеющим официально оформленной инвалидности, вместе с тем ввиду актуализации ценностей инклюзивного образования детей с инвалидностью идет работа над тем, чтобы сделать законодательство в этой области более активным, стимулирующим органы государственной власти и учреждений образования к созданию необходимых условий для успешного развития и социализации вне зависимости от особенностей здоровья. Эта установка уже получила отражение в типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, в котором закреплены вариативные условия для реализации права на дошкольное образование всех категорий детей с учетом их особенности развития, включая организацию совместного воспитания и обучения здоровых детей и детей-инвалидов. Аналогичный подход используется при разработке типовых положений об общеобразовательном и других образовательных учреждениях. В некоторых субъектах Российской Федерации, а особенно в Москве, приняты и действуют законодательные акты, касающиеся образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот пример доказал свою эффективность и может служить отработанным образцом для внедрения в практику работы всей системы образования Российской Федерации.Чрезвычайно важно для развития инклюзивного образования, что уже сегодня мы на законодательном уровне расширили возможности применения информационных и телекоммуникационных технологий, которые не только сопровождают любой образовательный процесс, но и способны чрезвычайно расширить понятия доступности образования применительно к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.К вопросам, требующим неотложного решения, относятся вопросы организации инклюзивного образования в сфере профессионального образования, в учреждениях профессионального образования накоплен значительный опыт обучения лиц с различными нарушениями здоровья, но в целом инклюзивное образование не стало системным явлением в профессиональном образовании России. Вместе с тем именно получение профессионального образования, я считаю, создает для лиц с ограниченными возможностями здоровья наиболее благоприятные условия для успешной социализации в обществе. Это становится особенно актуальным в условиях перехода на модель непрерывного профессионального образования в течение всей жизни. Накопленный к настоящему времени в Российской Федерации опыт организации инклюзивного образования свидетельствует о том, что для осуществления необходимых институциональных изменений требуется обеспечить комплексный подход к реализации мер на всех уровнях управления образования (федеральном, региональном) и на уровне образовательного учреждения. Направленность этих действий лежит как в сфере изменения образовательного законодательства, так и в области определения ресурсов, подготовки кадров, развития и совершенствования педагогических практик, работа по изменению общественного мнения по отношению к социальной и образовательной инклюзии.
Комментарии