Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Александр АНИКЕЕВ, министр образования и науки Калужской области: Самое важное – учительский потенциал

Учительская газета, №36 от 4 сентября 2012. Читать номер
Автор:

​- Александр Сергеевич, что стало для системы образования Калужской области самым значимым в прошлом учебном году?- Мы создаем экономику знаний в регионе, и образование играет в решении этой задачи ведущую роль. В прошедшем учебном году наконец-то мы решили проблему, стоявшую многие годы. Был сделан большой рывок в повышении заработной платы не только учителям, но и другим работникам образования. Мы в прошлом году с первого сентября, повысив зарплату на 40,8 процента, сразу довели ее до средней по экономике в регионе. Средняя зарплата учителей достигла 23,5 тысячи рублей. Участвуя в комплексном проекте модернизации региональных систем образования, мы значительно обновили материально-техническую базу, оснащение наших образовательных учреждений. Начали модернизацию региональной системы профессионального образования. Колледж информационных технологий выпустил первых студентов, которые обучались по дуальной системе по договору с «Фольксвагеном». Теперь этот опыт мы распространяем на другие сферы профессионального образования. Важным было и то, что в руководстве нашего госуниверситета произошли перемены, пришел новый лидер, госуниверситет коренным образом поменял свое лицо, и теперь он становится реальным центром образования в нашем регионе.

– Сегодня стоит задача обеспечить всех детей от трех до семи лет местами в дошкольных учреждениях. В прошлом году в интервью нашей газете ваш губернатор Анатолий Дмитриевич Артамонов сказал, что обеспечение доступности дошкольного образования – одна из приоритетных задач в области.- Это в самом деле так. В прошлом году мы открыли более ста групп для детей дошкольного возраста, что позволило сократить очередь почти вдвое. Сейчас она составляет около 3 тысяч. – Каким образом вы собираетесь покончить с этой очередью?  Три тысячи ожидающих – это немало…- А мне кажется, это немного. С одной стороны, мы планируем открытие новых групп, с другой – начинаем строить детские сады на основе концессионных соглашений. Это совершенно новый проект.- Что это такое? – Это такая форма взаимодействия частного бизнеса и государства, в данном случае правительства Калужской области, при котором концессионер, ставший победителем конкурса, начинает строить дошкольные образовательные учреждения за счет своих средств. Затем область постепенно  выкупает построенные объекты.- Какую задачу вы считаете для себя главной в этом учебном году?- Как и в прошлом, повышение благосостояния работников образования. Мы планируем, что в 2013 году средняя зарплата учителей достигнет 26,5 тысячи рублей. Вторая задача – это обкатка новых стандартов.   В каждом муниципальном районе мы выбрали по 1-2 учреждения, которые в экспериментальном порядке будут работать по новым государственным стандартам для основной школы. Всего таких учреждений пятьдесят.- Понятно, что новой школе нужен новый учитель. Где его взять?- Во-первых, нужно развивать потенциал тех педагогов, которые сейчас работают в системе образования. И здесь свою роль должны сыграть в первую очередь учительские коллективы. Мы недавно детально обсуждали  эту тему на так называемой кадровой коллегии. Меняется время, меняются задачи, появились новые стандарты, но система повышения квалификации, педагогические вузы продолжают воспроизводить старые образцы. Во-вторых, нужно перестроить систему подготовки педагогических кадров. Мы переходим  на контрактно-целевую подготовку педагогических кадров. Начнем возрождать педагогические классы. Из выпускников  этих классов будем отбирать ребят, которые мотивированы на работу в школе, которые имеют хорошую академическую подготовку. С этими детьми Министерство образования и науки области будет заключать контракт на обучение в нашем госуниверситете. Помимо оплаты за обучение министерство возьмет на себя обязательство осуществлять стипендиальную поддержку такого студента. Второй этап – отбор учителей уже на магистерском уровне. В школу должны прийти лучшие. Естественно, что ребята будут обязаны отработать определенное время в образовательном учреждении. – Александр Сергеевич, а какую роль вы отводите учреждениям среднего профессионального педагогического образования?- Мы приняли решение резко сократить набор на педагогические специальности в эти учреждения. У нас в Калужской области есть четыре колледжа, которые готовили и продолжают готовить учителей начальных классов, музыки, физкультуры  и воспитателей дошкольных учреждений. В нашем базовом Калужском педагогическом колледже меняем систему обучения –  мы ее дуализируем, если воспользоваться аналогией с центром подготовки кадров  для автомобильной промышленности. Теперь большую часть учебного времени студенты будут проводить на будущем рабочем месте. Они должны чаще бывать в школе, чтобы потом у них не наступало разочарования, чтобы они постепенно вливались в профессиональную среду. – Что необходимо для того, чтобы новые стандарты реально  заработали?- Мало закупить новые учебники, оснастить школы новым оборудованием, обучить учителей и руководителей образовательных учреждений. Надо поменять отношение учителей к самой идее стандартов.  К сожалению, большинство учителей не понимают сути новых стандартов, не погружаются в них. Для многих новые стандарты – это очередная кампания. Главное в стандарте не то, что он прописывает некую систему требований,  главное – философия, которая в нем заложена и которая требует от учителя совершенно иных подходов к организации учебной деятельности, использованию новых методов обучения, новых подходов к организации внеурочной деятельности и воспитательной работы. Важно, чтобы учитель увидел эту философию и посмотрел  новыми глазами на свою работу, на детей, с которыми работает. Мир очень сильно изменился, а мы остаемся все те же.  Как говорил известный поэт: «Я гимны прежние пою…» Самый большой риск, мне кажется, это риск формализации введения стандартов. Когда мы все возьмем под козырек, отчитаемся, как успешно все внедрено…- Вы чувствуете себя человеком свободным? – Я, будучи чиновником, очень несвободный человек. К сожалению. Я, наверное, свободен только в своих мыслях. У чиновника очень небольшой маневр для реализации поставленных задач. Я никогда не забываю о своем учительском труде и с большой ностальгией вспоминаю то время, потому что тогда я, наверное, обладал наибольшей степенью свободы в своей жизни. Учитель в сравнении с директором, начальником управления образования всегда более свободен. Но я часто ловлю себя на мысли, что многим учителям свобода не очень нужна. Модернизация остается для них общим лозунгом. Учителям надо очень четко и доступно объяснять, что в образовании все зависит от них. Именно учитель и директор – главные проводники образовательной политики. – Теперь, принимая решения, вы вспоминаете свою директорскую жизнь?- Еще бы. Директорская практика мне очень сильно помогает, хотя я был директором школы всего три года. Мне досталась одна из самых крупных школ нашего  города.  Школа обладала очень высоким учительским потенциалом, но была сильно административно запущена. Мне было  нелегко,  потому что у меня отсутствовал опыт административной деятельности. Но было желание изменить положение в школе и желание учиться. Мне на многие вещи просто не хватало времени. Я так и не сумел защитить кандидатскую диссертацию, которая была почти готова. Но мне удалось главное – я изменил эту школу.- Александр Сергеевич, в чем,  на ваш взгляд, проблемы сегодняшнего директора?- Многие не умеют и не хотят смотреть на образование более широким взглядом. Они лоббируют интересы только своего учебного заведения. Эту некую местечковость надо стараться преодолевать. Я  стремлюсь, чтобы руководители школ больше времени уделяли не административной, не хозяйственной работе,  а работе с кадрами, с организацией учебного процесса. К сожалению,  в девяностых – начале двухтысячных годов  в силу сложившихся обстоятельств в деятельности руководителя образовательного учреждения произошел очень серьезный крен в сторону административно-хозяйственной работы. Директор  стал хозяйственником,  и в чести был тот, кто мог лучше лоббировать интересы школы,  кто стремился добыть больше денег, кто умел на всем экономить. Мне кажется, такие крепкие хозяйственники сейчас  мало востребованы. Руководитель должен поворачиваться в сторону управления коллективом, в сторону управления качеством образования.- Реструктуризацию сети образовательных учреждений завершили?- Основная работа завершена. Анализируя сейчас итоги,  мы понимаем, что ее противниками были не только родители, но и учителя. Мы обеспечили доступность, повысили качество образования, достигли хорошего экономического эффекта. Знаете, почему удалось это сделать? Потому что это была системная работа.- Мы все больше вкладываем в школу средств, в том числе оснащая ее новым довольно дорогостоящим оборудованием. Вопрос в том, насколько эффективно оно используется. – Я часто думаю об этом. Особенно в связи с крупными поставками, которые начались недавно. На мой взгляд, мы делаем первый шаг к школьной революции – кардинальному изменению школьной среды. Но ясно, что учителя не заменит никакая новая среда обучения, никакая интерактивная доска. Важно научить учителя использовать это новое оборудование и дать ему возможность самому определить, что ему необходимо, чтобы качественно работать. Вкладывая  большие средства в оснащение школ, мы должны заботиться о том, чтобы эти вложения давали ощутимый эффект. Если интерактивная  доска будет использоваться просто как средство визуализации, зачем мы ее покупали?  Я часто говорю учителям: «Если на уроке литературы вы спроецировали через интерактивную доску портрет Пушкина, это то же самое, что я 20-30 лет назад приколол бы этот портрет на деревянную доску».  Кстати, очень многие страны, достигшие значительных успехов в развитии своих образовательных систем, очень бережно относятся к выделяемым средствам. Я как-то спросил в австрийской школе:  «Почему у вас только одна интерактивная доска?» У нас во многих школах в каждом кабинете  доски стоят. Мне сказали: «Вы знаете, это очень дорого».  Для меня это было открытие. В образовательной среде не  очень любят говорить об эффективности вложения средств. Меня сразу начинают обвинять в экономическом детерминизме, что мы экономим на детях… Но я постоянно призываю директоров школ и начальников управлений думать о каждой копейке, которая вложена в систему образования.- Что вас раздражает в жизни?- Иногда непонимание людьми моей позиции. Хочется, чтобы все шло быстрее. Чтобы процессы модернизации развивались активнее. Я хочу, чтобы те взгляды, которые я разделяю, те идеи, которые я поддерживаю,  разделяли и поддерживали другие, стараюсь заразить ими людей. Меня раздражает, что в сферу образования вторгается большое количество внешних структур, которые  стараются через образование реализовать свои узковедомственные цели и интересы. Раздражают непродуманные идеи властных структур, которые мы должны реализовывать.- В регион пришли серьезные инвестиции. Меняют ли они сознание людей?- Конечно, перемены влияют на сознание людей.  Но перемены только начинаются. Новые предприятия, новые инвесторы,  новые школы создают новую среду. Среда формирует новые отношения и ценности. Когда я первый раз посетил наш «Фольксваген», испытал настоящий шок. Я  всю жизнь прожил в заводском микрорайоне, и сейчас там живу. Наблюдал,  как идут с турбинного завода рабочие. Тут я увидел после окончания смены совсем другую рабочую силу – молодые, крепкие, совершенно по-иному настроенные, уверенные в себе ребята. Их изменила культура производства. Главным является создание конкурентной среды. Только личный пример и конкуренция способны заставить человека менять свое поведение.- Вы легко признаетесь в своих ошибках?- К счастью, я их не так много сделал. Я очень тщательно продумываю решения и всегда советуюсь со своими коллегами. Всегда публично признаю ошибки. Ошибка в системе образования, где работают десятки тысяч людей и чьими услугами пользуется еще большее количество, чревата серьезными последствиями. Поэтому каждый день приходится думать о том, как избежать этого.- Что воспитывает ученика? – Пример учителя. Школьная среда и семья. Влияние семьи огромное. Мы должны его восстановить.- Что читаете?- Я очень люблю книги. Бумажные. Читаю много. Жаль, что в последнее время приходится читать очень много циркуляров. Мой кумир в сфере реформ образования Майкл Барбер. У меня есть все его книги. Я не пропустил ни одной его публикации. Сейчас в очередной раз перечитываю Александра Меня «Сын человеческий». В моей библиотеке преобладает историческая литература – я же учитель истории. Люблю серию «ЖЗЛ».- Александр Сергеевич, диссертацию будете дописывать?- Мне бы очень хотелось,  но я не знаю. Тема по дидактике гражданского образования, которой я занимался, для меня утратила свою актуальность. Теперь мне больше интересны вопросы управления системой образования. Я иногда думаю, что надо начинать писать. Но и без диссертации ведь можно прожить.Калуга – МоскваP.S. Статью министра образования и науки Калужской области Александра Аникеева о развитии кадрового потенциала общего образования читайте на нашем сайте www.ug.ru/article/432.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту