Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Активные методы. Хороший заряд энергии

Учительская газета, №7 от 21 февраля 2006. Читать номер
Автор:

Красноярский край занимает свое, особое место на российских просторах. Площадь территории края в 10 раз больше территории Великобритании, в 4,5 раза – Франции. Здесь находится мыс Челюскин – крайняя полярная точка Евразии, самая северная точка России, географический центр России находится тоже в Красноярском крае – в окрестностях озера Виви. Поистине уникально богатство недр Красноярского края.

2005 год стал особым для красноярцев. В апреле в результате референдума в состав Красноярского края вошли Таймыр и Эвенкия. Теперь Красноярский край составляет более 50% Северного федерального округа. Для педагогов края тоже произошло важное событие – 29 ноября 2005 года депутаты Законодательного собрания края приняли в первом чтении проект закона «О развитии гражданского образования населения Красноярского края на 2006-2008 годы».

Край имеет богатые традиции демократического гражданского образования, своеобразие которого заключается в тесном сотрудничестве и взаимодействии общественных и государственных организаций. В конце ноября – начале декабря 2005 года партнерство «Сивитас-Россия» совместно с Красноярским ИПК и общественной организацией – центром «Сотрудничество» провели трехдневный семинар «Активные методы преподавания в гражданском образовании». Его организаторами стали Ирина Молодцова, заведующая Центром гражданского образования КрИПКРО, и Елена Насонова, директор КрМОО «Центр «Сотрудничество». Занятия проводили тренеры Светлана Ветрова, Лариса Жиронкина, красноярские преподаватели – Светлана Лисина, Надежда Петрова, Ирина Молодцова. Впервые в практике мобильных семинаров в трех группах работали одновременно 82 участника. Показателен был состав учебных групп. Одна состояла из педагогов и администраторов города Красноярска, вторая – из педагогов города Железногорска. В третьей работали 25 учителей истории, граждановедения, экономики, администраторов, представителей некоммерческих организаций, специалистов муниципальных органов управления образованием. Это представители 10 регионов: Алтайского, Красноярского краев, Иркутской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областей, республик Алтай, Хакасия, Чувашия. Организаторы создали все условия для четкой, слаженной работы тренеров, а Елена Насонова нашла возможность для финансовой поддержки семинара.

Все участники получили пособия партнерства «Сивитас-Россия»: «Активные методы», «Книга ресурсов», «Гражданское образование: содержание и активные методы».

Понятия «гражданин», «гражданское общество», «правовое государство», «демократия», «гражданственность» были названы участниками в качестве основных в общественных дисциплинах. В анкетах также были отмечены и такие понятия, как «свобода», «патриотизм», «толерантность», «правовая культура», «чувство собственного достоинства».

Впечатления участников семинара:

«Получил хороший заряд энергии, появилось желание лучше работать. Обогатилась моя педагогическая копилка. Систематизация, конкретность, информационная насыщенность, высокий уровень коммуникации, активность. Отличные тренеры и заботливые организаторы заставляют питать надежду на дальнейшую работу и встречи. Очень полезны были практические разработки занятий в группах с использованием активных и интерактивных методик».

«После университета была убеждена, что методика – это скучно, неинтересно и бесполезно. Теперь убедилась, что это не так! Яркие впечатления, важная мысль: это делать возможно! Наверное, в ближайшее время я еще останусь в школе. Особое спасибо за электронные версии занятий и методичек. Благодарна за профессиональный подход к форме проведения семинара».

По итогам семинара участники разработали собственные занятия.

Тема «Современная молодежь: какая она?»

Авторы: Татьяна Горковенко, Елена Тяренкова, Галина Дерр.

Цели. В ходе занятия участники смогут: углубить представление о понятиях – социальная группа, социальная проблема, субкультура; развить умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, вносить предложения по решению проблем, представлять свое мнение в публичном выступлении; выразить собственное отношение к проблеме и предложить конкретные пути ее решения.

Описание занятия

I этап. Мотивация. Анекдот: Встретились два молодых человека, один другому рассказывает: «Представляешь, вчера гулял я, мозги проветривал. Тут как ливанет. Забежал в церковь, от дождя спрятаться. Думаю, заодно службу послушаю, грехи замолю и все такое. Смотрю, вдруг входит женщина и курит!!! Представляешь, курит в церкви! У меня чуть пиво из рук не выпало…

Вопросы к аудитории:

1. Каким представляет автор анекдота современного молодого человека?

2. К чему он относится с иронией?

3. Разделяете ли вы позицию автора?

Комментарий учителя: Автор анекдота высмеивает низкий уровень культуры современной молодежи. Для достижения комического эффекта цитируется один из представителей молодого поколения. Этот представитель был якобы до глубины души потрясен появлением в культовом строении курящей женщины. Его возмущению, казалось бы, не было предела. Однако по ходу рассказа выясняется, что он сам явился в церковь случайно… и не трезвым! Да еще с бутылкой пива в руках!

В ходе обсуждения ситуации участники приходят к мнению, что нравы современной молодежи далеки от идеальных, но вместе с тем это не типично для всей молодежи!

II этап. Сообщение целей занятия и деление аудитории на группы. Участники получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп: «Яйца курицу не учат» («Родители»); «Молодо-зелено» («Старшее поколение»); «Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»); «Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).

Участники определяют, какой группе соответствует данное выражение. В результате образуются четыре группы: «Родители», «Молодежь», «Учителя» и «Старшее поколение».

III этап. Новая информация. Группам сообщается информация:

а) статистические данные «Российская молодежь глазами статистики»;

б) текстовой материал с фактами, характеризующими современную российскую молодежь. Задания группам:

1. Обсудите предложенный материал;

2. Ответьте на вопрос: Как представлена современная молодежь в данном материале?

IV этап. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

1. Изобразить схематично или с помощью рисунка «портрет» современного молодого человека в соответствии со взглядами, характерными для данной социальной группы (родители, учителя, старшее поколение, молодежь);

2. Подготовьте выступление по вашей схеме или рисунку, в котором укажите, чем вы руководствовались при создании «портрета».

Презентация «портретов», их обсуждение. Вывод по итогам презентации: нельзя однозначно судить о современной молодежи; молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации; проблема молодежи была актуальна во все времена; в жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

V. Рефлексия.

Участникам предлагается составить синквейн «Современная молодежь: какая она?».

Рекомендация: следующим может быть занятие «Проблемы современной молодежи».

Тема «Социальная структура и проблема статуса человека в современном обществе»

Авторы: Л.Агишева, С.Веселов, Л.Налобина, Н.Росьянская, И.Рохмистрова.

Цели урока: после урока участники смогут дать определение понятию «социальная стратификация», назвать причины этого явления; продолжить формирование умений анализа проблемы, участия в обсуждении, навыка публичного выступления; высказать свое отношение к проблеме неравенства в современном мире; участвовать в обсуждении проблемы деления общества.

Ход урока

1-й этап. Мотивация

Вспомните вместе с участниками сказку «Золушка» или приведите пример из жизни.

1. Анита Цой, чтобы заработать себе на выпуск первого диска, втайне ото всех родных и знакомых работала на рынке продавцом. Причем рядом с нею на рынке стояли вполне известные и уважаемые люди – кандидат наук, инженер, учитель.

2. Анекдот.

– Не стыдно вам попрошайничать на улице?!

– На офис еще не собрал!

3. С. Михалков.

…А в-четвертых, наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:

– Мама – летчик?

Что ж такого!

Вот у Коли, например,

Мама – милиционер.

А у Толи и у Веры

Обе мамы – инженеры.

А у Левы мама – повар.

– Всех важней,- сказала Ната,-

Мама вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:

– Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну, конечно, не пилот.

Летчик водит самолеты –

Это очень хорошо.

Повар делает компоты –

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны.

Мамы всякие важны.

Комментарий учителя. Что можно сказать об обществе? Оно неоднородно. Разные люди занимают в нем разное положение, т.е. разный социальный статус. И тема нашего урока: «Социальная структура. Проблема статуса человека в современном обществе».

2-й этап. Целеполагание. Назовите цели и задачи занятия.

3-й этап. Новый материал.

Расскажите участникам или предложите самостоятельно прочитать текст. Обсудите критерии, по которым человек может отнести себя к той или иной социальной группе

Ребята работают в группах с текстами.

4 этап. Интерактивная игра. Участники делятся на 4 группы, каждая из которых получает задание. Задания:

1) Поработайте с текстом, объясните значение терминов, создайте графическую модель разных исторических систем социальной стратификации (приложение 1).

2) Выделите критерии социальной стратификации и изобразите их в порядке значимости для современного общества (приложение 2).

3) Рассмотрите шкалу престижа профессий и представьте наглядно, какие профессии имеют наименьшее и наибольшее статусное уважение (приложение 3).

4) Поработайте с текстом и определите место маргиналов в системе социальных отношений и причины маргинализации (приложение 4).

5-й этап. Новый продукт.

Проанализируйте все сказанное сегодня и напишите эссе на одну из предложенных тем:

«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» И.Шерр.

«Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» Р.Эмерсон.

Предлагаем второй вариант проведения данного урока. Можно скорректировать тему?

Тема «Социальные отношения и социальный статус»

После урока учащиеся смогут:

Дать понятия «престиж», «статус», «социальная мобильность».

Продолжить формирование умений анализа текста, участия в обсуждении, навыка публичного выступления.

Классифицировать группы факторов, влияющих на статус.

Высказывать свое отношение к проблеме социального неравенства.

Раздать карточки со шкалой самооценки.

1-й этап. Мотивация.

Стихотворение Михалкова «Люди всякие нужны…». Прочитайте его ученикам и выделите группы людей, представленных в нем. Отсюда выйти на понятие «статус».

Назовите цели и задачи урока.

3-й этап. Представление новой информации.

Учитель вместе с учениками анализируют понятия «социальные отношения», «статус» и выделяют критерии принадлежности к тому или иному статусу.

4-й этап. Интерактивные упражнения.

Ученики делятся на 4 группы, каждая из которых получает свое задание.

1. Рассмотрите шкалу престижа профессий и представьте наглядно, какие профессии имеют наименьшее и наибольшее статусное уважение (приложение 3).

2. Расположите карточки с личностными характеристиками в порядке значимости для повышения авторитета (приложение 5).

3. Выделите факторы, позволяющие осуществлять повышение своего статуса.

4. Выделите факторы, не позволяющие осуществлять повышение своего статуса.

Третьей и четвертой группам можно предложить разобрать притчу (приложение 6).

Синквейн.

6-й этап. Самооценка.

7-й этап. Домашнее задание.

Соответствующий параграф учебника, мини-сочинение: «Возможно ли в будущем существование общества, для которого проблема социального статуса была бы не актуальна».

Приложение 1

Социальная структура – внутреннее устройство общества или социальной группы; упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними.

Структура социальная – сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями классов и др. социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов. Различают С. с. общества в целом, охватывающую совокупность всех общественных отношений, и С. с. отдельных его подсистем и сфер – производства, политики, науки, культуры и т.д. (БСЭ)

Социальная стратификация – система признаков социального расслоения, неравенства.

Страта – общественный слой, группа людей, объединенных каким-дибо социальным признаком, например профессиональным. Исторические типы стратификации.

Рабство – исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке. Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Предшествующая жизнь человека определяет характер его нового рождения и касту, в которую он при этом попадает, – низшую или наоборот.

Сословия – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или юридическом законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Титулы – установленные законом сословные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателя, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как «генерал», «статский советник», «камергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-секретарь», «превосходительство» и «светлость». Стержнем системы титулов выступал чин – ранг каждого государственного служащего(военного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1722 году Петр I учредил новую систему званий, известную как «Табель о рангах». Каждый год государственные службы – воинская, штатская и придворная – делились на 14 рангов. Класс обозначал ранг должности, который получил название классового чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

(Сайт Ступиной Елены и Краузе Ксении «Социальная стратификация» http://www.univer.omsk.su/omsk/socstuds/socstrat/index.html)

Приложение 2

Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступень, зажиточные группы населения – среднюю, а богатые – верхнюю. Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно равные доходы, власть, образование и престиж.

Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство – накопленные доходы, т.е. наличных или овеществленных денег. Обычно богатство передается по наследству, которое могут получить как работающие, так и неработающие наследники, а доход – только работающие. Кроме них, доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Главное достояние высшего класса – не доход, а накопленное имущество. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

Богатства и доходы распределяются неравномерно и означают экономическое неравенство. Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются, живут в более комфортных домах, предпочитают личный автомобиль общественному транспорту и т. д.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, в начальной школе – 4 года, неполной средней – 9 лет, полной средней – 11, колледже – 4 года, университете – 5 лет, аспирантуре – 3 года, докторантуре – 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Решения Президента России распространяются на 148 миллионов человек (выполняются ли они – другой вопрос, хотя и он касается вопроса власти), а решения бригадира – на 7-10 человек.

Суть власти – в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, то есть охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу.

Три шкалы стратификации – доход, образование и власть – имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он – субъективный показатель.

Престиж – уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить графически сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило, профессиональный престиж определяется нами интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, прежде всего в США, социологи измеряют его специальными методами.

Приложение 3

С 1947 г. Национальный центр изучения общественного мнения США периодически проводит опрос рядовых американцев, отобранных в общенациональную выборку, с целью определить общественный престиж различных профессий. Респондентов просят оценить каждую из 90 профессий (видов занятий) по 5-пунктовой шкале: превосходное (лучше всех), хорошее, среднее, чуть хуже среднего, самое плохое занятие. К сожалению, в нашей стране периодических репрезентативных опросов населения о профессиональном престиже никогда не проводилось. Поэтому используем американские данные.

Рассмотрим шкалу престижа. Сравнение данных за разные годы (1949, 1964, 1972, 1982) показывает устойчивость шкалы престижа. Наибольшим, средним и наименьшим престижем в эти годы пользовались одни и те же виды занятий: юрист, врач, преподаватель, ученый, банкир, летчик, инженер. Эти профессии неизменно оценивались высоко.

Если верхнюю часть шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, то нижнюю – представители преимущественно физического малоквалифицированного: водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник. У них наименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем измерениям стратификации, составляют одну страту.

Шкала профессионального престижа (сокращенный вариант).

Профессия (Баллы)

Физик (82)

Профессор колледжа (78)

Судья (76)

Адвокат (76)

Врач (74)

Дантист (74)

Банкир (72)

Летчик (70)

Министр (69)

Социолог (66)

Политолог (66)

Математик (65)

Школьный учитель (63)

Бухгалтер (57)

Библиотекарь (55)

Специалист по компьютерам (51)

Репортер (51)

Менеджер в офисе (50)

Офицер полиции (48)

Музыкант (46)

Секретарь (46)

Пожарный (44)

Почтовый служащий (43)

Машинистка (41)

Фермер (41)

Ювелир (37)

Стюардесса (36)

Механик (35)

Бульдозерист (33)

Водитель грузовика (32)

Кассир (31)

Продавец (29)

Приложение 4

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинальный человек (от лат.Margo – край) – человек: находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур; и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.

Маргинал, просто говоря,- «промежуточный» человек. Маргинальность (позднелат. marginalis – находящийся на краю) – социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала – человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена.

Приложение 5

Заранее подготовьте карточки, на которых будут написаны характеристики человека. Например: доброта, аккуратность, ответственность, темпераментность, скромность, коммуникабельность, молчаливость, болтливость, толерантность и т.д. Ребята могут добавить этот список.

Инструкция: Расположите карточки с личностными характеристиками в порядке значимости для повышения авторитета.

Приложение 6

В далеком городе жил нищий. Он питался крошками хлеба, сидел на дороге и просил подаяния. Люди проходили мимо, кто бросал монеты, а кто нет. Чаще всего к нему относились нейтрально, игнорировали, не обращали внимания, всем не было дела до нищего. Когда пинали, когда оскорбляли плохими словами, но почти никто не помогал ему. И ни один человек с ним не разговаривал. Он себя чувствовал покинутым и обиженным судьбой.

В один жаркий день, когда люди ходили и искали, чем бы утолить жажду, внезапно на небе появились облака и пошел дождь. Слабый дождик перешел в сильный ливень. Нищий вскочил и побежал под навес дома. Рядом он заметил стоявшую девушку. Ее глаза сверкали красивыми огоньками, а губы наливались алым цветом роз. Она была в красивом платье с великолепными узорами.

– Здравствуй – сказал нищий.

– Здравствуй. Должно быть, ты нищий, который сидит каждый день на этом месте. Скажи мне, у тебя есть друзья?

– Нет. У меня никого нету, – ответил нищий.

– Ничего страшного. Главное, не друзья, главное то, как ты сам относишься к людям. Будешь хорошо относиться к людям и друзья появятся.

Так они стояли какое-то время и разговаривали. Нищий ощущал свободу и раскованность. Девушка вложила в него надежду, и ему стало легко общаться с ней. Она не испытывала к нему отвращения. Даже наоборот, она почувствовала в нем душевный огонек и относилась к нему с чувством симпатии. Когда дождь кончился, нищий попрощался с девушкой и пошел своей дорогой. По пути ему захотелось найти друзей, и он стал разговаривать с разными людьми, а они на удивление относились к нему с большим уважением. Что-то изменилось в нем, уже сейчас он почувствовал прилив сил. Когда его утомил голод, нищий отправился раздобыть еды. Он шел через лесную местность, и где-то глубоко в лесу ему повстречался баран. Осторожно достал нож и собрался зарезать барана, неожиданно из-за деревьев вышел старец.

– Этот баран священный. Не убивай его. Лучше возьми вот это.

И старец передал ему какую-то странную вещицу, похожую на кошелек.

– Это волшебный кошелек. В нем будут появляться деньги, если ты будешь дарить людям хорошие эмоции, если будешь делать плохо, то деньги будут убавляться.

Нищий еще раз кинул взгляд на кошелек. И снова поднял глаза, но ни старца ни барана уже не было на этом месте. Он открыл кошелек, и там лежала одна серебряная монета. Нищий отправился в город. В городе он увидел торговца и подошел спросить о товаре. Они разговорились. Рассказали друг другу много интересных историй и попрощались. И нищий вспомнил, что хотел купить себе немного еды. Открыл кошелек, к своему удивлению, там лежало 10 золотых монет. С тех пор нищий стал дарить людям эмоции и оделять разговорами всех людей, и особенно девушек. Его стали любить еще больше и уважать, через некоторое время нищий стал богатым. Имел множество драгоценностей, построил красивый дворец, в котором жили все счастливо, его обожали женщины и уважали мужчины. Так он еще очень долго жил и всегда жил в достатке.

Тема «Права ребенка»

Авторы: Ирина Бахова, Юрий Лапаревич, Ирина Лобзенко, Феодосья Никишева, Татьяна Столярова, Николай Яковлев.

Занятие разработано для малокомплектной школы.

Цели: после занятия участники смогут объяснить термин «права», «ответственность», «декларация», «конвенция»; продолжить формирование умения работать с документом, анализировать, сравнивать и делать выводы; уметь работать в группе, участвовать в дискуссии, выступать публично;

– выразить свое отношение к правам ребенка и выработать собственный свод правил классного руководителя.

Описание урока

Класс делится на группы по принципу «Рукопожатие» (деловое, романтическое, дружеское).

Мотивация. (8 минут). Каждая группа получает задание. Учащимся предлагается разыграть следующие сценки.

Задание для 1 группы.

Очень хорошая ученица приходит в школу с сотовым телефоном и во время урока отправляет сообщение. Учительница делает ей замечание в грубой форме и забирает телефон.

Задание для группы 2.

Идет урок. Входят уборщица и директор школы. Уборщица сообщает, что перед началом урока кто-то грыз семечки у окна, и это были мальчики из этого класса. Директор просит вывернуть карманы и проверяет их. Один из ребят не подчиняется, утверждая, что у него нет семечек. Директор говорит, что никого не выпустит с урока, пока этот ученик не вывернет карманы и не извинится за свое поведение.

Задание для группы 3. Учитель заметил, что на уроке идет переписка двух учеников. Отнял записку и прочитал ее вслух.

Комментарий для учителя. Обсудите ситуации с учениками, попросите их определить тему занятия.

2-й этап. Сообщение целей урока.

3-й этап. Новая информация. Учитель может воспользоваться материалами книги «Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы».

4-й этап. Интерактивное упражнение. Группы получают текст документа и задание к нему.

1-я группа. Текст Декларации прав человека, ст. 12, 17, 29.

Вопросы:

А) что означает название документа «Декларация» (см. учебник Л.Боголюбова «Введение в обществознание», 8-9 кл.)

Б) Какие высшие ценности утверждает и защищает Декларации?

Почему без статьи 29 Декларация была бы лишена правового смысла?

В) Проанализируйте документ и предложенную ситуацию. Сделайте собственные выводы.

2-я группа. Текст Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 12, 13, 16, 19.

1. Что означает название документа «Конвенция»? (см. учебник Л.Боголюбова «Введение в обществознание», 8-9 кл.)

2. О каких правах ребенка идет речь в документе?

3. Оцените ситуацию на основе статей Конвенции.

3-я группа. Текст Конституции РФ. Ст. 21, 22, 23, 24

1. Что означает название документа «Конституция» (см. учебник Л.Боголюбова «Введение в обществознание», 8-9 кл.)

2. Какие ценности заложены в основу Конституции РФ?

3. Проанализируйте документ и предложенную ситуацию. Сделайте собственные выводы.

Комментарий для учителя. Учитель должен фиксировать на доске выводы групп. Итогом наработанного группами материала станет вывод, что конституция пишется на основе международных документов и гарантирует гражданам различных государств основные права.

Новый продукт. Сформулируйте пять важных прав, которые, на ваш взгляд, должен иметь ученик в школе, и назовите не менее пяти условий их реализации

Тема «Имущественные отношения в семье»

Авторы: Светлана Зыбина, Елена Маркова, Людмила Кубрак, Марина Догиль, Лариса Куршина, Ольга Беляева.

I этап. Мотивация. Трем группам раздается общая ситуация, в которой есть начало. Каждая группа должна завершить ситуацию по особому сценарию, обыграв ее по ролям.

1 группа: закончить ситуацию усугублением конфликта;

2 группа: закончить ситуацию компромиссом;

3 группа: разрешить ситуацию на правовой основе.

Ситуация: Восемнадцатилетняя дочь просит у матери-инвалида деньги на организацию вечеринки …

Работа в группах

Представление результатов работы группами.

Обсуждение по вопросам:

1. Как вы чувствовали себя, наблюдая развитие ситуации?

2. На чьей стороне вы были?

3. Какой вариант разрешения ситуации вы считаете предпочтительным?

4. Ваше предпочтение совпадает с правовым разрешением ситуации?

II. Целеполагание.

После занятия учащиеся смогут: Охарактеризовать имущественные права и обязанности членов семьи. Использовать нормативно-правовые документы при разрешении имущественных отношений в семье. Работать в группе, выступать публично. Выразить свое отношение к необходимости правового разрешения имущественных отношений в семье.

III. Сообщение новой информации. Интерактивное упражнение.

Деление на группы: мальчики получают карточки со словами «муж» и «сын», девочки – «дочь» и «жена» и, таким образом, объединяются в 4 группы. Затем преподаватель обращает внимание учащихся на то, что мужья и жены являются в то же время и родителями. На этом основании выделяется еще одна группа.

Группы: дочери, сыновья, мужья, жены, родители.

Каждой группе дается ситуация, которую необходимо разрешить с использованием правовых норм, закрепленных в Семейном кодексе РФ. Эти выдержки им предложены учителем (в выдержках отсутствуют слова «родитель» и «ребенок»).

Результатом работы и обсуждения должна стать таблица «Имущественные права и обязанности членов семьи».

Ситуации

Группе дочерей: Несовершеннолетняя Светлана унаследовала от своего дедушки по отцовской линии дачу. После развода родителей отец Светланы потребовал, чтобы эта дача была учтена при разделе имущества, поскольку Светлана осталась с матерью. Правомерно ли требование отца Светланы (СК РФ ст. 60 «родители не имеют права на имущество ребенка»).

Группе сыновей: Мать 15-летнего Сергея потребовала, чтобы он всю зарплату отдал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться. Правомерно ли требование матери (СК РФ ст. 60)

Группа жен: Состоящая в браке Татьяна унаследовала старый автомобиль и дом в деревне. Ее муж полностью отремонтировал автомобиль, в частности поменял двигатель. Что из указанного имущества будет принадлежать только Татьяне? (ст. 36)

Группа мужей: Семья приобрела машину. Во время развода муж потребовал передать ему право на машину, так как он пользовался ею, а во время приобретения жена находилась в декретном отпуске. Правомочны ли требования мужа (ст. 34)

Группа родителей: Татьяна Ивановна тяжело заболела и обратилась за помощью к своему взрослому, работающему сыну. Он отказал. Обязан ли он был помочь своей матери? (ст. 87)

Группы представляют результаты своей работы. Обсуждение. Заполнение таблицы.

Дома учитель предлагает учащимся продолжить заполнение таблицы.

IV этап. Рефлексия по вопросам.

1. Можете ли вы назвать основные имущественные права членов семьи?

2. Какими документами вы пользовались сегодня на занятии?

3. Были в вашей жизни ситуации, которые можно было бы решить иначе, с использованием норм права?

4. Будете ли вы пользоваться правовыми нормами при разрешении имущественных споров в семье?

Лариса ЖИРОНКИНА, руководитель Орловского центра гражданского образования

.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту