search
main
0

Активные формы контроля на уроках химии.

Качественное усвоение материала невозможно без систематического контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Эта прописная педагогическая истина всем известна. А как нашим детям надоели эти бесконечные контрольные работы и тесты! Но они, наши дети, не ропщут, это чревато оценкой. Кто-то исправно готовится, кто-то махнул на все рукой и приходит на контрольный урок с мыслью: «Авось повезет!». А учителей урок радует. Все дети активны: решают, вспоминают, списывают, подсказывают, передают «шпаргалки». Учителя по кабинету похаживают, покрикивают, «шпаргалки» собирают.

Так и движемся: поучились – контрольная работа, доучились – тест, научились – зачет, опять же письменный. «Почему бы и нет? – воскликнет педагог. – В институт нынче только письменно сдают, да все больше тесты». Оно и понятно. Зачем время на абитуриента тратить? Время – это ведь драгоценность великая. А кто он, абитуриент? Что нового он преподавателю скажет? Конечно, ничего нового не скажет, а в ближайшее время совсем ничего не скажет, кроме слов бытового обихода. Ученые, умные слова ему только понимать надо, говорить ни к чему, нужды нет. Вот и разучится скоро молодой россиянин изъясняться научно, красиво и грамотно. Одно успокаивает: есть у нас в стране гуманитарные школы, где дети и говорят, и пишут, и реферируют, и даже сочиняют. Значит, не оскудеет со временем наш богатый русский язык. Только школ таких маловато.

Переживания за речевое развитие выпускников рядовых общеобразовательных школ заставили меня крепко задуматься: «Нельзя ли разнообразить контроль ЗУНов так, чтобы он выполнял еще и функции развития и коррекции одновременно, к тому же был бы психологически комфортным, здоровьесберегающим?» Почитав методические журналы, пообщавшись с коллегами, вдруг обнаружила: «Ба! Да ведь наработано-то сколько! Все щедро делятся, бери, наполняй химическим содержанием и контролируй, корректируй разнообразно, полно, даже весело». А иногда тестик дай, чтобы дети технологией угадывания правильных ответов владели и в нужные колонки ответы записывали, а то растеряются, знать будут, но теста не напишут.

Предлагаю своим коллегам-химикам нетрадиционную контролирующую методику.

Зачет «Вертушка»

Технология такого зачета предусматривает обобщающий контроль и коррекцию знаний и умений по большому разделу. Например:

неорганическая химия – «Классы неорганических соединений», «Типы химических реакций»;

органическая химия – «Углеводороды», «Кислородсодержащие органические вещества» и т.д.

Подробно рассмотрим зачет «Вертушка» по теме «Углеводороды», 10-й класс. Для проведения зачета требуется 6 ассистентов из числа наиболее успешных учащихся. Хотя, если удастся привлечь к этой работе 6 малоуспешных, или совсем неуспешных учащихся, результат хуже не будет. Каждый ассистент готовится ответить учителю один изученный класс соединений. Он, конечно, знает все шесть изученных классов, но готов до мелочей изложить один: алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены, циклопарафины. Знания других учеников по этому классу веществ ассистент и будет оценивать.

Предварительно готовим маршрутные листы для каждого ученика-соискателя. Звездочкой пометим те вопросы, на которые будут отвечать соискатели хороших оценок (см. таблицу № 1). Перед уроком каждый ассистент готовит себе рабочее место – стол и вокруг него 4-5 стульев. На столе плакат с названием класса углеводородов, о котором пойдет речь за этим «круглым столом».

Звенит звонок. Учитель распахивает дверь кабинета и торжественно протягивает томящимся в ожидании соискателям маршрутные листы. Начинается «Вертушка». Каждый соискатель изучает свой маршрут и выбирает себе первое рабочее место по желанию (если успеет свое желание осуществить, у него есть конкуренты). За каждым столом начинается активная работа. Ребенок ответил устно на задание 1а и переходит на свободное место за другим столом, там письменно пишет химические свойства – задание 5е, затем спешит к столу «Алкины», устно отвечает на задание 3д и так далее, пока не ответит на все вопросы. Ассистенты внимательно слушают, проверяют письменные задания и ставят в маршрутный лист оценку. Если ставят не высший балл, обязательно комментируют ошибки, разъясняют соискателю непонятные или невыученные темы. Объем ответа обговаривается заранее. Например: составить один гомолог и назвать его или составить изомер по положению кратной связи. Одновременно за одним столом могут работать 4-5 человек: кто-то готовится, кто-то отвечает, кто-то ждет своей очереди, в это время увидел свободное место за другим столом и решил поработать там, а потом вернуться и ответить здесь. Класс похож на муравейник, все вертится.

Учителю остается только наблюдать за этим захватывающим процессом. Ребята напористые, застенчивые, возбужденные, спокойные, нет только равнодушных. Некоторые пытаются уговорить ассистентов. Встречаются и не совсем объективные ассистенты. Вот оно, поле для воспитательной работы. Наблюдай, анализируй, делай выводы.

Когда маршрутный лист заполняется оценками, соискатель сдает его учителю, который ставит итоговую оценку за зачет. Выставление итоговой оценки – процесс творческий. Можно все задания проранжировать по сложности и суммировать баллы, можно ставить оценку по среднему арифметическому или изобрести еще что-нибудь.

Зачет закончился, но разговоры о нем продолжаются: кому что досталось, кого как оценили. Иногда даже можно услышать: «На следующий зачет я напрошусь в ассистенты, попляшете у меня, повертитесь!» Вот вам и химия, и жизнь.

Галина Ершова, учитель химии СШ № 7, г.Ступино, учитель года Московской области-2003

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте