Практика активного обучения стала весьма популярна. При таком подходе ученикам не выдается готовый продукт, а предлагается, получив исходные, самостоятельно его «приготовить». Важен здесь сам процесс, который может затрагивать помимо знаний по предмету еще и метапредметные навыки. Роль учителя в таком случае тоже подвержена изменению. Он больше не мудрец-философ, тихо рассуждающий сам с собой о непонятных ученикам вещах, он методист, руководитель, организатор, наставник как для отдельно взятой личности, так и для целого класса.
В методике активного обучения выделяют несколько форм. Они могут иметь имитационный и неимитационный характер.
В первом случае зачастую используются ролевые игры с обучающимися, которые дают возможность применения тех или иных навыков на практике. Оказавшись в ситуации, наиболее приближенной к реальной жизни, ученик вынужден будет действовать привычным ему образом, изменяя методы своих обычных действий в связи с меняющимися правилами игры и условиями. В конечном итоге под пристальным методическим руководством учителя-наставника обучающийся сам находит выход и добивается результата, а учитель лишь подталкивает его в нужном направлении, после чего происходит совместное обсуждение методов и результата.
В случае неимитационной формы речь идет о вовлечении обучающихся в дискуссию, а иногда и в диспут, спровоцированный учителем. В силу возрастных особенностей и амбиций обучающихся они, зачастую сами того не подозревая, активно входят в спор как с учителем, так и между собой. Желание доказать собственную правоту приводит к поиску аргументированных доказательств своей позиций с последующим отстаиванием их. Роль преподавателя в данном случае – регулировать поведение участников диспута и направлять их в нужное русло. По итогам открытой дискуссии проводится общее обсуждение. Таким образом, обучающиеся не просто получают новые знания, но и оттачивают различного рода навыки (от поиска решений до умения быть аргументированным и убедительным).
Примером активного обучения может быть метод, разработанный лауреатом Нобелевской премии по физике профессором Карлом Виманом. Он делил свой урок на 4 этапа. На первом этапе студенты самостоятельно изучали материал дома, после чего в начале занятия профессор проводил опрос по домашнему материалу: на простые вопросы он просил отвечать устно, а на более сложные – дать письменный ответ. На втором этапе студентам предлагалось решить задачу и выбрать один из трех вариантов правильного ответа. На третьем этапе студенты объединялись в группы, задачей которых было составить общий для группы ответ на задачу, которая фигурировала на втором этапе. В этот момент начиналось обсуждение в группе. Профессор в это время поочередно подходил к группам, следил за тем, как протекает обсуждение, и отвечал на вопросы (за исключением прямого вопроса по задаче).
После групповой работы студентам предлагалось повторно выбрать индивидуально ответ на задачу. В большинстве случаев ситуация изменялась в лучшую сторону. На четвертом этапе шло общее обсуждение решения задачи, отмечались правильные шаги и допущенные ошибки в поиске ответа. Таким образом, студенты могли применить свои знания на практике, скорректировать знания в случае неверного первого восприятия в ходе домашней подготовки, а также отработать навыки аргументированной дискуссии. При этом студенты, изначально решившие задачу правильно, при работе в группе практиковались в роли преподавателей, желая самостоятельно объяснить своим одногруппникам правильность собственных рассуждений.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что активное обучение уже неоднократно доказывало свое превосходство в сфере образования. Не зря образовательные стандарты последних лет делают уклон именно на этот тип как по методике, так и по результатам.
Роль учителя в XXI веке также подверглась изменениям, на сегодняшний день это наставник обучающихся в их устремлениях к приобретению новых знаний и навыков. Он помогает сформулировать проблему и направить на путь ее решения. Он продолжает оставаться организатором урока, но не препятствует обучающимся самостоятельно находить пути решения тематической проблемы. Такая форма наиболее интересна и самому учителю, и ребятам тем, что они не чувствуют себя запертыми в образовательных рамках, наоборот, им предоставляется возможность реализовать творческий потенциал и приобрести новые знания.
Александр БУРЗИН, директор школы №1528 имени Героя Советского Союза И.В.Панфилова
Комментарии