search
main
0

Акция “УГ”

Всероссийская олимпиада по граждановедению

Дорогие школьники!

Приглашаем вас принять участие во Всероссийской открытой олимпиаде по граждановедческим дисциплинам, которую организуют “Учительская газета” и Ассоциация “За гражданское образование”. Вы сможете проверить свои знания, которые получили на уроках политологии, истории, граждановедения, обществознания или почерпнули из других источников. А возможно, и из самой жизни. Всем желающим нужно ответить на 50 вопросов – по десять в каждом разделе. Жюри будет оценивать глубину и аргументированность ваших суждений, их обоснованность и доказательность и то, насколько хорошо вы владеете основными понятиями и терминами. Ответы должны быть краткими и лаконичными и, что очень важно, не более половины страницы машинописного текста.

Победителей, а ими станут 45 школьников (по 15 человек в каждой возрастной группе), мы пригласим для участия во втором туре в Москву в мае 1997 года. Вместе с участниками на финал приедут и их педагоги.

По три победителя в каждой возрастной группе получат путевки в знаменитый лагерь “Артек”. Если победителями в старшей группе станут одиннадцатиклассники, то они смогут без экзаменов поступить в один из московских университетов на специальность, связанную с обществознанием.

Желаем вам успехов!

5-7-е классы

Фундаментальные идеи и принципы демократии

1. Что такое демократия?

2. Кого из своих правителей древние греки почитали как “отца демократии”?

3. Что такое равноправие граждан и чем оно отличается от всеобщего равенства?

4. Какое государство является более справедливым: где власть безраздельно принадлежит одному человеку или то, где власть разделена между народным собранием, судом и правителем? Докажите свою точку зрения.

5. Как, по-вашему, что такое “гласность”? Как вы думаете, право людей открыто высказывать свою точку зрения – это и есть гласность или понятие “гласность” подразумевает еще что-то?

6. Почему для существования и развития демократии важны такие человеческие качества, как уважение чужого мнения, признание права другого человека иметь свою точку зрения, отличную от общепринятой, внимательное и доброжелательное отношение к позиции других людей?

7. Какие известные вам литературные произведения отражают демократические ценности общества?

8. Найдите народные пословицы, показывающие отношение народа к демократическим явлениям, стремлению к свободе, законности, справедливости?

9. Как, по-вашему, народ может защитить свою свободу от тиранов?

10. Существует мнение, что демократия – “это когда все можно”. Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свою точку зрения.

Выборы

1. Зачем нужны выборы в органы власти? Почему так важно участие граждан в выборах?

2. Что такое всеобщее голосование?

3. Почему голосование должно быть тайным?

4. Может ли человек, желающий принять участие в выборах:

а) проголосовать по телефону или по почте;

б) попросить проголосовать родных или знакомых;

в) проголосовать заранее?

5. Были ли случаи, когда царей на Руси выбирали? Если да, приведите примеры.

6. Выборы существовали еще в древности. Приведите примеры из истории древнего мира. Чем выборы в разных странах отличались друг от друга?

7. В странах Западной Европы в средние века зарождаются сословно-представительные органы. Являлись ли эти органы избранными? Как проходили выборы?

8. Были ли в русском государстве выборные органы или выборные лица? Назовите их. Как осуществлялись выборы?

9. Какие формы (виды) голосования существовали в древних обществах и государствах?

10. Какими качествами должен обладать кандидат в депутаты, за которого вы могли бы отдать свой голос?

Президент. Парламент. Правительство

1. Для чего в разных странах принимают конституции?

2. Для чего в демократических государствах избирают парламент?

3. Какова роль правительства в демократическом государстве?

4. Чем власть президента в демократическом государстве отличается от власти монарха?

5. Зачем в демократическом государстве создаются три органа власти: правительство, парламент, суд?

6. Могут ли депутаты парламента и члены правительства иметь привилегии? Почему?

7. Могут ли депутаты, члены правительства и президент не подчиняться законам государства? Обоснуйте свой ответ.

8. Английский государственный деятель ХVIII века Уильям Питт говорил: “Где кончаются законы, там начинается тирания”. Как вы понимаете это высказывание?

9. Каким бы вы хотели видеть будущего президента нашей страны?

10. Перечислите и кратко опишите 10 основных правил, которых должна придерживаться вся школа.

Права человека

1. Как вы думаете, чем положение человека в демократическом государстве отличается от его положения в диктаторском государстве?

2. Почему правозащитников СССР называли инакомыслящими?

3. Чему призвана служить Конвенция о правах ребенка?

4. Чем гражданин отличается от жителя страны?

5. Был ли Д’Артаньян гражданином Франции? Обоснуйте свое мнение.

6. Как вы понимаете право человека на жизнь, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека?

7. Какие права и свободы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, кажутся вам наиболее важными и почему?

8. Немецкий поэт ХVIII века Маттиас Клаудиус утверждал: “Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим”. Приведите пример, когда люди пользовались своими правами, нарушая права других людей.

9. Петя Н. подошел к стене и черной краской старательно нарисовал православный крест. Проходившая мимо верующая женщина сделала Пете замечание и обещала заявить на него в милицию. Во-первых, Петя удивился: верующая, а против креста. Во-вторых, решил грамотно возразить: мол, во Всеобщей декларации прав человека записано: “Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их”. И даже назвал статью Декларации – 19-ю. Как вы думаете, против чего выступила верующая женщина? Прав ли Петя, ссылаясь на Декларацию?

10. Как вы относитесь к идее отмены смертной казни в России?

Зарубежный опыт демократии

1. Какие современные демократические государства вы знаете? Почему они считаются демократическими?

2. Какие государства в истории были, на ваш взгляд, наиболее демократичными? Почему?

3. Какие международные документы о защите прав человека вы знаете? Почему они были приняты?

4. Зачем нужна Организация Обьединенных Наций?

5. Как реализуется право человека на свободу в зарубежных странах?

6. Борются ли “зеленые” в разных странах за права человека? Обоснуйте свой ответ.

7. Когда появились первые в истории законы и каково историческое значение этого события?

8. В ХIII в. в Англии и в ХIV в. во Франции появились представительные органы власти. Можно ли сказать, что с этого момента Англия и Франция стали демократическими государствами?

9. Являлись ли граждане вольных городов средневековой Европы гражданами своих государств?

10. Чем отличалось Афинское государство от государств Древнего Востока?

8-9-е классы

Фундаментальные идеи и принципы демократии

1. Какие ценности и принципы демократии, по-вашему мнению, можно отнести к демократическим?

2. Назовите основные идеи, оказавшие влияние на становление современной демократии.

3. Согласны ли вы с утверждением: “Суть демократии не во власти большинства, а в защите всех меньшинств от большинства”?

4. Как вы можете обьяснить следующее утверждение: “Единственный титул в демократической системе, который выше титула президента, – это титул гражданина”?

5. Как вы обьясните следующее утверждение: “Способность человека быть справедливым делает демократию возможной, но склонность человека к несправедливости делает демократию необходимой”?

6. Какое значение имеет конституция для демократизации общества?

7. Почему Российская Федерация определяется в Конституции как демократическое государство?

9. Почему большинство стран (людей или народов) стремится к демократии?

10. Что мешает России стать действительно демократическим государством?

Выборы

1. Что означает всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании? Кто обладает избирательным правом в Российской Федерации?

2. Какие знания необходимы будущим избирателям для полноценного участия в демократических выборах?

3. Какое влияние на общество оказывает участие отдельного гражданина в избирательной кампании?

4. Какими должны быть демократические выборы?

5. Зачем нужны независимые наблюдатели? Как деятельность независимых наблюдателей может повлиять на результаты выборов?

6. Какие ограничения установлены Конституцией РФ для избирателей? Согласны ли вы с этими ограничениями?

7. Какие, на ваш взгляд, должны существовать цензы для кандидатов в Федеральное Собрание?

8. Почему при голосовании в Федеральном Собрании по некоторым вопросам нарушается принцип тайного голосования?

9. В некоторых странах избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. Как вы к этому относитесь?

10. Какие нарушения избирательных прав граждан являются наказуемыми в соответствии с российскими законами?

Президент. Парламент. Правительство

1. Чем можно обьяснить тот факт, что президент и парламент избираются, а правительство назначается?

2. В чем, по-вашему мнению, заключаются преимущества и недостатки федеративного устройства России?

3. Почему законодательная власть называется представительной?

4. В чем смысл разделения властей в демократическом государстве?

5. В Конституции России наша страна названа правовым государством. Соответствует ли это нынешнему состоянию Российской Федерации? Обоснуйте свой ответ.

6. Найдите в тексте положения, противоречащие Конституции РФ, и кратко обьясните их суть (желательно с указанием соответствующих статей Конституции России):

“Директор оружейного завода в одной из союзных республик Российской Федерации заключил с государством Устигалия договор о продаже ей партии оружия. По договору Устигалия должна была заплатить за оружие валютой той республики, на территории которой работал завод. Когда оружие было отправлено, выяснилось, что деньги никто платить не собирается. Тогда директор завода пожаловался министру обороны своей республики, и тот решил обьявить войну Устигалии. Но передумал, потому что армия его республики в это время находилась на учениях. Он приказал послу своей республики в Устигалии предьявить этой стране ультиматум. К счастью, все закончилось хорошо, Устигалия вернула долг и извинилась”.

7. Немецкий просветитель Иоанн Зейме еще в ХVIII в. писал: “Всякого рода привилегии – это могила для свободы и справедливости”. Как вы понимаете это высказывание?

8. Какую роль в устройстве демократической государственной власти играют суды?

9. Каким бы вы хотели видеть будущего президента нашей страны?

10. Перечислите и кратко опишите 10 основных правил устава вашей школы, по которым вы бы хотели жить.

Права человека

1. Какое отношение к правам человека имеет Организация Обьединенных Наций?

2. Должны ли права человека сочетаться с его обязанностями? Если да, то с какими?

3. Как вы понимаете права человека на свободу передвижения, чем это право должно быть обеспечено?

4. Что означает право граждан на ассоциации; какое значение это право имеет для развития общества?

5. Как осуществляется защита прав граждан в демократическом государстве?

6. Дайте оценку состоянию права человека в современной России.

7. Можно ли считать справедливым решение суда, оштрафовавшего гражданина за сушку белья на балконе многоэтажного дома?

8. Один из политических деятелей США Юджин Дебс говорил: “Правда всегда опасна для власти негодяев, эксплуататоров, грабителей, вот почему правду подавляют”. Обьясните мысль Ю.Дебса.

9. Как вы относитесь к идее отмены в России смертной казни?

10. Предложите краткий проект декларации прав учеников и учителей вашей школы.

Зарубежный опыт демократии

1. Почему частная собственность в развитых странах считается одной из основ демократии?

2. Каким образом мировая общественность может влиять на страны, где нарушаются права человека?

3. Является ли существование монархии в Великобритании нарушением демократии?

4. Статья 21 Всеобщей декларации прав человека гласит: “Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной…” Как это право реализуется в зарубежных странах?

5. Какие традиции прошлого сохранились в ходе работы современных парламентов зарубежных стран?

6. Что есть общего у следующих документов: “Декларация независимости США”, “Декларация прав человека и гражданина” Франции, “Всеобщая декларация прав человека”?

7. Какая из ранних буржуазных революций была наиболее последовательной в достижении демократических идеалов?

8. Можно ли назвать колониальные империи федеративными государствами?

9. Как решается вопрос о смертной казни в зарубежных странах?

10. Что такое “средний класс” и какую роль он играет для развития демократии?

10-11-е классы

Фундаментальные идеи и принципы демократии

1. Считаете ли вы, что основным результатом буржуазных революций было распространение идей демократии?

2. Считаете ли вы, что в начале ХХ века в России осуществлялась демократизация общественной жизни? Обоснуйте свой ответ.

3. Каким образом передаются демократические ценности? Какое влияние на передачу этих ценностей оказывают семья, школа, церковь, средства массовой информации и т.д.?

4. Согласны ли вы с утверждением Шарля-Луи Монтескье: “Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших”?

5. Существуют ли критерии, позволяющие судить об уровне демократии в конкретной стране?

6. Какие, по-вашему мнению, принципы должны лечь в построение демократического общества?

7. Для чего усложнена процедура внесения поправок и пересмотра конституции?

8. Какие приоритеты для построения демократического государства были определены А.Д.Сахаровым?

9. Один известный политический деятель как-то сказал: демократия – это не идеальная форма правления, но ничего лучшего человечество еще пока не придумало. Согласны ли вы с этой точкой зрения и почему? Кто автор этого высказывания?

10. Что вы вкладываете в понятие “демократизация школьной жизни”?

Выборы

1. Каков порядок работы участковой избирательной комиссии?

2. Какие права предоставляет гражданам законодательство РФ о выборах? Что такое активное и пассивное избирательное право?

Окончание на стр. 24

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте