В прошлом году проходил Всероссийский детский правовой марафон. Его организовали Министерство образования Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека РФ, Современный гуманитарный университет, Межрегиональная общественная организация детей и молодежи “Новая цивилизация”, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”. В конце прошлого года были подведены итоги второго тура конкурса в регионах, а 25 января состоялся заключительный, III тур Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников “Права ребенка – в новом веке”. Он прошел в режиме видеоконференции, во время которой состоялись теле-, видео- и телефонные мосты с 93 победителями II тура из 43 субъектов России.
С самого начала подготовки всех этапов конкурса организаторы задумали сделать его для детей особо значимым событием, участвуя в котором ребята почувствовали бы, что они не просто пишут рефераты пусть и на очень важные для страны проблемы, но и тем самым хотят повлиять на их решения, что их мнение учтут на самом высоком уровне. И судя по тому, как прошел Всероссийский детский правовой марафон, этот замысел удался. Высокая значимость проходящей акции заключалась в том, что в ходе марафона дети могли обсудить важные для них и страны вопросы, предложить свои варианты реформирования российского законодательства членам правительства, депутатам и руководителям общественных организаций. С самого утра на встречу с ребятами пришли министр образования РФ Владимир Филиппов, Уполномоченный по правам человека РФ Олег Миронов.
Вели телемарафон главный редактор “Учительской газеты”, президент Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование” Петр Положевец и ведущий специалист Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ, руководитель молодежной секции экспертного совета при Уполномоченном по правам человека РФ Наталья Кузьминых. Ведущие не только вызывали на связь очередного участника марафона, но и сами задавали вопросы ребятам и гостям. Оценивало выступления школьников большое жюри, которое возглавляла Ирина Калиш, ведущий специалист Министерства образования, кандидат педагогических наук.
В жюри входили известные правоведы, граждановеды, авторы учебников. Среди них заместитель главного редактора “Учительской газеты” Ирина Димова, кандидат педагогических наук Евгения Королькова, председатель конституционного совета Межрегиональной общественной организации детей и молодежи “Новая цивилизация” Александр Прутченков, директор программы по работе с волонтерами МООДиМ “Новая цивилизация” Марина Шкробова, победитель конкурса “Учитель года-93” Олег Парамонов, руководитель центра гражданского образования Татьяна Болотина и др.
В состав жюри входили также школьники. Участников конкурса приветствовал Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Олег Миронов:
– Очень важно, чтобы вы с юных лет осознали себя личностями, гражданами великой России, чтобы вы почувствовали, что центром мироздания являются человек, его права, его свободы. Ведь именно вам, осознающим с юных лет эти понятия, и предстоит формировать наше Российское государство как правовое.
Согласно международным правовым актам, дети должны пользоваться особой защитой, особой поддержкой государства. К сожалению, у нас этого пока нет. И очень хорошо, что вы, участники марафона, уже сейчас осознаете смысл назначения человека, понимаете, как гордо должно звучать это слово. Права человека начинаются с того момента, как вы начинаете уважать себя, уважать окружающих, как только начинаете понимать, что живете в стране, которая имеет вековую историю. Вы делаете большое дело и для страны, и для себя, вы формируете гражданское общество, в центре которого будет стоять человек с его правами и достоинством.
– Впервые в России проходит такая широкомасштабная акция, – сказал, открывая марафон, министр образования Владимир Филиппов. – Мы очень хотели привлечь внимание к этому направлению школьного образования, как к любому другому предмету. Школа должна давать детям три компонента – знания, умения и навыки. Сегодня я хочу подчеркнуть, что гражданско-правовым знаниям необходимо обучать не только в школе, но и в других учебных заведениях, в том числе и вузах. Нужно дело поставить так, чтобы учащиеся всех уровней могли использовать на практике эти знания.
Участников телемарафона поздравил также ректор Современного гуманитарного университета Михаил Карпенко, прекрасная телекоммуникационная система которого позволила провести эту благородную акцию.
В гостях у участников телемарафона побывали супруга Президента России Людмила Путина, председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации Валентина Петренко, представитель ЮНИСЕФ в России Розмари Маккрири, председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке Александр Шишлов, заместитель министра образования, доктор педагогических наук Елена Чепурных, заместитель министра здравоохранения Ольга Шарапова, председатель Детского фонда Альберт Лиханов, Уполномоченный по правам человека Московской области Сергей Крыжов, директор Детского вещания ОАО “Первый канал” Валдис Пельш, директор “Фабрики Звезд” Лина Арифулина и другие.
Что показал прошедший Всероссийский детский правовой марафон? Гражданско-правовое образование вышло на новый виток. Возросли его значимость и уровень. Если в самом начале участники учились высказывать свое мнение в классе, говорить на равных с учителем, на следующем этапе использовать свои знания в практических полезных делах для своей улицы, поселка, города и уже говорить с представителями местной власти, то теперь ребята на равных общались с членами правительства, депутатами, сенаторами, общественными деятелями. Наконец-то голос юных был услышан на самом высоком уровне. В них признали граждан, которые, несмотря на свой возраст, уже сейчас могут чем-то помочь стране. Они в своих исследовательских работах подняли проблемы, которые волнуют, над которыми думают многие взрослые люди. И это особенно роднит, объединяет поколение отцов и поколение детей. Предложения школьников, хотя и не всегда, отличались оригинальностью и новизной, тем не менее наверняка заставят людей, занимающих важные посты, более внимательно посмотреть на проблемы, тревожащие школьников, заставят депутатов, членов правительства вернуться к ним еще и еще, почувствовать себя по-настоящему ответственными перед подрастающим поколением.
Комментарии