search
Топ 10

Акцент – на первичном звене. Лидеры профкомов Алтайского края обмениваются опытом

Профсоюзные слеты, прошедшие в течение года в образовательных округах Алтайского края, продемонстрировали возросшую потребность председателей первичных профорганизаций в активных контактах с целью изучения опыта коллег, обмена мнениями, идеями, достижениями и просто товарищеского общения. В этот раз на базе санатория «Сосновый бор» азы профсоюзной работы постигали более ста человек – профактив образовательных организаций Славгородского и Каменского округов. В работе слета приняли участие гости из Омской области.

Подобные встречи в Алтайской краевой организации Профсоюза образования стали традиционными, но если в предыдущие годы больше работали с председателями районных и городских организаций, то в 2018 году акцент сделан на первичном звене. Главная цель, которую преследовали организаторы слета, – собрать бесценный опыт работы профкомов, их лидеров и активистов, продемонстрировать достижения и перспективы развития организаций.Председатель Омского областного комитета профсоюза Евгений Дрейлинг, обращаясь к участникам слета, сказал, что сегодня профсоюзная организация должна стремиться к повышению своей конкурентоспособности, искать и внедрять новые формы работы, которые помогли бы каждому работнику осознать необходимость его членства в профсоюзе. Именно за новинками и приехали наши коллеги: изучить и перенять опыт, а потом внедрить его на своей территории.Говорят «подарки» – отвечаем «районный коэффициент»Выступление председателя Алтайской краевой организации профсоюза Юрия Абдуллаева задало тон плодотворной работе слета. Он рассказал о том, что делается профсоюзной стороной для улучшения социального положения работников образования, обозначил основные направления деятельности Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования и краевого комитета, а также озвучил актуальные проблемы, связанные с оплатой труда, которые необходимо решать в ближайшее время.«Надо помнить о целях профсоюза – защита трудовых прав и рост благосостояния работников! – призвал он собравшихся. – Кроме подарков, ссуд и материальной помощи, мы многое еще можем. Доказывать, что мы жизнеспособны и необходимы, надо делами, с умом тратя профсоюзный бюджет и предоставляя конкретные услуги. Только в этом случае каждый работник и каждый работодатель будут заинтересованы в профсоюзе!».Заместитель председателя крайкома Светлана Иванищева, отвечая на вопрос «сколько нас?», представила анализ численности местных организаций профсоюза в Славгородском и Каменском округах. Резерв для роста колоссальный: из 21 организации только семь – в лидерах. Почему складывается такая ситуация?Оказывается, чем больше денег в первичках остается на культурно-массовые мероприятия, тем ниже в них профсоюзное членство. Это красноречиво доказала Ольга Бородулина, презентовав опыт работы профкома по укреплению первичной организации Панкрушихинской средней школы. За три года профчленство увеличилось с 44 до 75 процентов.Что повлияло на решение коллег вступить в профсоюз? Грамотная финансовая политика профкома. Отказались от мизерных премий к праздникам и трат на букетно-конфетные радости. За счет этого начали перераспределять деньги на другие формы поддержки: организовали поездки в театры Барнаула и Новосибирска, на грязелечебное озеро Яровое; застраховали работников от укуса клеща. Стало возможным за счет средств профкома удешевлять стоимость летнего отдыха детей членов профсоюза в оздоровительных лагерях, оказывать материальную помощь коллегам, попавшим в трудную ситуацию. В рамках программы оздоровления работники школы приобретают путевки в профсоюзные санатории со значительным удешевлением: помимо 20‑процентной скидки, предоставляемой Алтайским крайсовпрофом, каждый получает из средств краевой и районной организаций материальную помощь в размере восьми тысяч рублей.Настоящим открытием слета стала презентация опыта работы председателя первичной профорганизации Ребрихинского лицея профессионального образования Михаила Казанцева, который ознакомил собравшихся с понятием «цена коллективного договора» и объяснил, как использовать для мотивации профчленства экономическую эффективность данного локального акта.К счастью, сотрудники лицея не знают, что такое произвол работодателя. С директором у профкома налажены надежные партнерские отношения. Все приняли активное участие в обсуждении проекта коллективного договора, в котором многие поступившие предложения и дополнения, улучшающие положение работников, нашли отражение. В нем 15 разделов, главными остаются вопросы заработной платы и рабочего времени, оздоровления работников и предоставления им дополнительных гарантий.Так, за работу, не входящую в круг основных обязанностей, преподавателям положены дополнительные ежемесячные доплаты от 15 до 30 процентов от оклада. Согласно коллективному договору они имеют право на краткосрочный отпуск с сохранением заработной платы. Имеющим детей младшего и старшего школьного возраста предоставляется дополнительный оплачиваемый выходной – первого сентября и в день «выпускного». Молодым педагогам ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере 3 тысяч рублей, а их наставникам – 1000 рублей. Заботятся и об уходящих на заслуженный отдых. Им положено единовременное пособие, размер которого зависит от непрерывного стажа работы в лицее: от полутора до трех окладов.«Коллективным договором не исчерпывается тема сотрудничества, хотя он остается важнейшей, определяющей позицией в системе партнерства, – считает Михаил Казанцев. – Гораздо более продуктивно иметь единую политику и единые правила с работодателем, нежели натыкаться на всевозможные трудности, возникающие из-за их отсутствия. У нас в лицее получилось это сделать, и как следствие, получилось не на словах, а на деле доказать привлекательность членства в профсоюзе. Поэтому все педагогические работники осознанно состоят в его рядах».С профсоюзом надежно, выгодно и интересно!Надо сказать, на слете собрались как новички, так и опытные лидеры. Поэтому на дискуссионной площадке не было общих фраз и призывов, а было много полезного опыта и практики. Каждый выступающий делился своими профсоюзными «фишками». Так, Тамара Миллер, возглавляющая 16 лет первичную профорганизацию Курской основной школы Кулундинского района, рассказала о практике обучения профактива.По решению профкома 10 лет назад была создана школа профсоюзного актива, занятия которой проходят четыре раза в год. Интерес к этой работе напрямую зависит от выбора форм и методов обучения. А их в арсенале Тамары Александровны достаточно: лекции, беседы, обсуждение конкретных ситуаций, практические занятия, работа круглого стола с расширенным составом участников. Учебный год в школе профсоюзного актива завершается контрольным уроком, на котором подводятся итоги работы, происходит обмен мнениями и предложениями о дальнейшем планировании занятий.Работа по восстановлению профсоюзного членства – одно из самых сложных направлений. Поле деятельности председателя первички большое. Много планов, много задумок. Для их реализации необходимы желание, время и, конечно, опыт. Как раз у лидера профорганизации детского сада «Журавушка» Благовещенского района Светланы Будниченко его не хватает, но, несмотря на это, успехи в работе – налицо! За год сумела восстановить организацию, которая практически перестала существовать: из 75 работников только 16 были членами профсоюза, а сегодня – 70 процентов.Как этого удалось добиться? Через собрания, индивидуальные беседы, наглядную агитацию и разъяснительную работу. «Прежде всего опиралась на то, что ближе нашему коллективу, – поделилась Светлана Валерьевна. – Выявляла социально значимые и наиболее острые проблемы работников, принимала участие в их разрешении, а затем информировала коллектив о достигнутых результатах. Помогло объединиться вокруг профсоюза участие в различных мероприятиях: конкурсы, фестиваль творчества, велокроссы, эстафета «Горячий лед», дни здоровья, поездки в театры… Вот так по крупицам, шаг за шагом, в борьбе за каждого человека получилось изменить ситуацию к лучшему».О делопроизводстве – не скучноПравильно оформленные документы – залог успешного функционирования организации. Соответственно, плохо налаженная система документооборота может тормозить ее деятельность. Как организовать ведение делопроизводства с нуля, как правильно и рационально построить работу с документами, – об этом рассказала председатель первички детского сада №7 «Радуга» Кулундинского района Мария Шарова.Она предложила вниманию коллег пошаговое руководство по созданию оптимальной системы делопроизводства в первичной организации, изложенное в доступной форме, чтобы наладить работу смог даже начинающий председатель, а опытный, при необходимости, внести коррективы.По решению президиума комитета Кулундинской районной организации профсоюза в 2017 году все первички оформили стандартную папку с названием «Правоустанавливающие документы первичной профсоюзной организации». В ней, согласно утвержденной профкомом номенклатуре дел, находятся основные документы: устав профсоюза, положение о первичной профорганизации, постановления отчетно-выборных собраний, выписки из постановлений об избрании председателя и членов профкома, сметы расходов профсоюзного бюджета, социальный паспорт первичной профорганизации и другие.Письменные и устные заявления и жалобы работников регистрируются отдельно. Все документы профорганизации размещены в четырех рабочих папках: «Нормативно-правовая документация», «Рабочие документы», «Протоколы. Отчеты» и «Информационно-справочный материал».Быть защитником интересов и прав работниковБольшинство из присутствующих на слете профлидеров не на словах, а на деле доказывают, что возложенную на них задачу – быть защитниками интересов и прав работников – выполняют хорошо. Правозащитную работу они считают одним из приоритетных направлений своей деятельности. В их числе Наталья Зайцева, возглавляющая первичную профорганизацию средней школы №1 Камня-на-Оби. Коллеги часто обращаются к ней за правовой поддержкой и помощью. И получают ее: грамотную, квалифицированную, быструю и, что немаловажно, безвозмездную. Так, при переходе на новую форму трудового договора была создана комиссия, которая в ходе работы выявила несоответствия, направленные на снятие доплат некоторым категориям работников.Социальное партнерство – путь к гармоничным трудовым отношениям. С этим никто не спорит. Но как его построить, как развивать? Своим опытом поделился ветеран профсоюзного движения, с 1985 года возглавляющий первичную профорганизацию Устьянской средней школы Бурлинского района Семен Подрезенко. На протяжении всех этих лет в школе стопроцентное профчленство. «Мы должны рассматривать социальное партнерство и как систему взаимоотношений, и как способ мирного, цивилизованного регулирования многочисленных проблем нашей отрасли, – сказал в своем выступлении Семен Александрович. – Оно помогает находить компромиссы, сближать интересы сторон трудовых отношений, достигать согласия. А это на пользу всему коллективу. Сегодня без моего согласия в нашей школе не работает ни один документ, вместе распределяем нагрузку, разрабатываем положение о доплатах и стимулирующих выплатах».Профлидер озвучил проблему низкой заработной платы учителей, рассказал о последствиях оптимизации образовательной сети. Сегодня в школе всем учителям начальных классов приходится доплачивать до МРОТ. «У меня стаж работы 39 лет, имею звания и награды, моя ставка – 8 тысяч 400 рублей. Кто из молодых пойдет работать в сельскую школу на такую зарплату?», – с горечью говорит ветеран педагогического труда.Копейка рубль бережетВопросы регулирования заработной платы занимают ключевое место в деятельности первичной профсоюзной организации. Чтобы эффективно отстаивать интересы работников в сфере оплаты труда, руководители профсоюзных организаций и профактивисты должны иметь соответствующий уровень подготовки.Заместитель председателя Алтайской краевой организации профсоюза по вопросам труда, заработной платы и финансовой работе Валентина Мерзлякова остановилась на типичных ошибках, допускаемых в начислении заработной платы. Вместе с ней коллеги разбирали содержание локальных нормативных актов, на основании которых рассчитывается зарплата работников образования.Как профком может влиять на этот процесс? «Следить за справедливым распределением нагрузки, стимулирующих выплат, – считает председатель первичной профорганизации средней школы №15 Славгорода Надежда Рыбалкина. – Не секрет, возможны злоупотребления и несправедливые решения администрации образовательного учреждения. Это бывает в тех случаях, когда профком не стоит на страже интересов своих коллег. И даже если положение о доплатах составлено с учетом мнения профсоюзной стороны, не следует успокаиваться – вопросы и недопонимание могут появляться вновь, а с ними и недовольство. Чтобы не допустить несправедливости по отношению к работникам, необходимы постоянный контроль и участие председателя профорганизации». Такой контроль в школе налажен! В этом году была проведена комплексная правовая проверка, которая выявила ряд нарушений в части оплаты труда работников: не начислялся районный коэффициент на выплаты стимулирующего характера, учителю химии и уборщице не выплачивалась компенсация за вредные условия труда в соответствии с аттестацией рабочих мест, в положении о формировании системы оплаты труда отсутствовала норма о повышающем коэффициенте при делении класса на группы, не был конкретизирован размер доплаты за заведование кабинетом, проведение внеклассной и внешкольной работы учителя физвоспитания. Все нарушения исправлены!Слет стал ярким событием, которое позволило профлидерам обогатиться опытом коллег. Два дня пролетели как одно мгновение. Торжественным моментом стало вручение председателям первичных организаций грамот и благодарностей, а в подарок всем – праздничный концерт.С заключительным словом к участникам слета обратился председатель Алтайской краевой организации профсоюза Юрий Абдуллаев: «Жизнь не стоит на месте, и профсоюзная работа не терпит рутины и закоснелости. Необходимо постоянно искать новые пути и возможности развития мотивации, которая в конечном итоге направлена на достижение основных целей профсоюза – представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников образования, повышение уровня их жизни».Алтайский край​

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту