search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС С 1 сентября в России будут действовать единые образовательные программы для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ «История в учебниках и за пределами учебников»: в Подмосковье прошел педагогический интенсив
0

Академия нищих наук

Большинство российских школьников только мечтают о компьютерах

Сначала давайте порадуемся за соседей. Согласно государственной программе президента Республики Казахстана “Информатизация системы среднего образования”, принятой в 1997 году, объем капитальных вложений в эту сферу составит 154 млн. долларов США, в результате чего к 2002 году все 100 процентов школ Республики Казахстан будут оснащены компьютерной техникой.

“Концепции информатизации сферы образования РФ”, которую Министерство образования России утвердило летом 1998 года, Казахстан назван образцово-показательной страной. Вот только догнать казахов нам будет затруднительно. Цифры нынешнего состояния информатизации образования в России удручают. Хотя, возможно, оптимист скажет: “Я думал, все гораздо хуже”.

Последние статистические данные собраны в 1996 году. Более свежих пока нет. Из общего числа всех общеобразовательных школ около 40% были оснащены компьютерами или компьютерными классами. На каждый установленный компьютер приходилось около 70 учеников. Для сравнения: участники Второго Международного конгресса ЮНЕСКО в том же 1996 году признали оптимальным соотношением 10 школьников на один компьютер. Из 70.000 школ только около 2.300 были подключены к различным телекоммуникационным сетям, а к глобальной сети “Интернет” имели доступ не более двухсот.

Цифры эти можно подкорректировать, если учесть, что в среднем компьютерный парк школ увеличивается на две тысячи учебных классов современных компьютеров ежегодно. Это опять-таки данные Министерства образования РФ. Но наше министерство признает, что компьютеризация школ очень неоднородна по всей стране. В отдельных субъектах Федерации машинами обеспечено 38% полных средних школ, в “богатых” регионах эта цифра вырастает до 97%. По другим данным, сегодня в России в школах 120 000 компьютеров (по два на школу), больше половины из них устаревшие.

Классический пример – Дагестан. По данным Дагестанского госпедуниверситета, только около 10% дагестанских школ хорошо оснащены вычислительной техникой, а около 90% школ не имеют компьютеров вообще. В массовой школе информатика преподается преимущественно в старших классах. Позволить себе непрерывный курс с 1-го по 11-й класс могут только инновационные учебные заведения. Конечно, Дагестан – особый регион, которому “не повезло” с воинственным соседом. Но во многом его проблемы типичны для всей России. И не только в части финансовых и технических трудностей. Многие регионы могут присоединиться к списку “сопутствующих” нерешенных вопросов:

недостаточный уровень развития инфраструктуры информатизации образования и низкий технический уровень базовых средств информатизации,

низкий уровень организации работ по информатизации образования, что приводит к неоправданному дублированию работ, неэффективному использованию выделяемых для этих задач ресурсов,

отсутствие необходимой методологической основы создания и внедрения компьютерных технологий обучения.

И так далее и тому подобное.

Иная ситуация в тех районах, где нашлись деньги на техническое оснащение. С 1997 года школы Сахалинской области могут хвастаться современными компьютерными классами. Разрабатывая сахалинские шельфы, зарубежные толстосумы не забыли о наших бедных детишках. Вот и в ближайшие два года на компьютеризацию планируется израсходовать еще 300 тысяч долларов из внебюджетного фонда области.

В общем, каждый выкручивается, как может. Вот выход, который нашли в Республике Татарстан. Специалист Министерства образования Республики Татарстан Алмаз Хабибуллин: “Министерство образования Республики Татарстан видит одно из эффективных направлений решения этой проблемы в интеграции образования и экономики на базе использования информационного потенциала образовательной системы экономическими информационными системами, в первую очередь системами маркетинговой информации и маркетингового консалтинга. Такой подход позволил бы наделить школу в дополнение к функциям образовательным и функциями экономическими, причем не только отсроченного, но и непосредственного характера, особенно на уровне производителей и муниципальных органов управления”.

Возможно, это действительно выход в нынешней ситуации. Похоже, что, витая в облаках “чистой науки” и “чистого образования”, школы достигнут немногого. Чтобы информатизация страны стала реальностью, как некогда электрификация, уже недостаточно тех мер, которые были приняты десять лет назад. Вернее отсчет можно вести с 1985 года, когда на школы без специалистов, учебников и техники обрушился новый предмет “Основы информатики и вычислительной техники”. В вузах теперь в массовом порядке идет подготовка учителей информатики. В институтах повышения квалификации открыты кабинеты информатики. Созданы региональные (Томский, Ростовский, Кемеровский, Пермский и др.), областные Центры информатизации образования при комитетах по образованию региональных администраций. Возникли даже межрегиональные ассоциации информатизации образования (Западно-Сибирская, Приморская и др.), Ассоциация преподавателей информатики, проводятся традиционные российские конференции в области информатизации общего среднего и педагогического образования (“Регинформ” – Пермь, “Черноземье” – Воронеж и др.). Институт общего и среднего образования РАО для методической поддержки учителей создал свой сервер. Многие университеты (Воронежский, Петрозаводский, Томский) проводят для школьников сетевые олимпиады. Наконец, в 1996 году появилась Российская академия информатизации образования.

Но если сельские дети по-прежнему будут видеть компьютеры по телевизору, какой смысл в глобальных проектах и ученых академиях?

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте