search
main
Топ 10
День славянской письменности и культуры посвящен создателям азбуки – братьям Кириллу и Мефодию 19 человек удалили с экзамена в первый день сдачи ЕГЭ Стильно, модно, молодежно: учителя одной из школ Красноярска «зачитали» рэп вместо скучных речей Какие фразы лучше не говорить девочкам – советы психолога Привет с Марса: ученые получили запись странных звуков, сделанную на Красной планете Какие факторы из детства приводят к проблемам в зрелые годы и одинокой старости – узнал эксперт В школах и детских садах Воронежской области выявлены партии потенциально опасных куриных яиц Минпросвещения: отказ от Болонской системы и переход на специалитет усилит подготовку учителей День филолога, который отмечают 25 мая, напомнит о любви к слову и красоте родной речи В Самаре завершился XXX фестиваль: в орбиту Студвесны были вовлечены все жители региона

Академик Александр Асмолов: о выходе из Инициативы ФГОС 4.0

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов 26 апреля рассказал о планах по обновлению сети федеральных инновационных площадок (ФИП). Выступление главы ведомства состоялось во время сетевой Межрегиональной апрельской онлайн-конференции «Эврика – Авангард-2021». После встречи научный руководитель Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов заявил о выходе из Инициативы ФГОС 4.0.

Конечно, это вызвало ряд вопросов, ведь Александр Асмолов стоял у истоков инициативы и внес огромный вклад в продвижение новой версии ФГОС, оберегая своих соратников от возможных ошибок, являясь одним из авторов и идейных вдохновителей проекта. Сетевое издание «Учительская газета» обратилось к академику за комментарием.

– Александр Григорьевич, как Вы прокомментируете свой выход из числа основателей и авторов инициативы ФГОС 4.0.?

– Инициативу, предложенную и названную мной ФГОС 4.0, в период ожесточенных споров и горячих дискуссий по поводу перспектив развития образования первым поддержал Александр Адамский. Ключевой вопрос состоял в том, будет ли доминировать предложенный прошлым составом министерства «зуновский» стандарт – знания, умения и навыки – в дальнейшей жизни нашей российской школы?

Как вы помните, я сделал все, чтобы тот ФГОС не прошел. В своем выступлении на встрече с президентом РФ в 2019 году я акцентировал внимание на том, что в предложенном варианте стандарта действует диктатура опыта прошлых лет, превращающая учеников в послушных ручных «хомяков».

Президент Владимир Путин прислушался к моим соображениям и поручил создать межведомственную региональную группу под редакцией Андрея Фурсенко и Татьяны Голиковой, которая должна была доработать ФГОС с прицелом на стратегическую перспективу.

В апреле нынешнего года на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам развития системы общего образования принято решение об утверждении в установленном порядке проектов ФГОС, сочетающих в себе положения предложенной версии стандарта и ФГОС 2.0, введенного в практику школ с 2009 года.

– Как Вы к этому отнеслись?

Для меня важно, что разработанная мною методология системно-деятельного подхода, а также концепция универсальных учебных действий, вошли в ткань и плоть модифицированного варианта ФГОС 2.0. Сергей Кравцов на заседании рабочей группы заявил, что утверждение этого стандарта станет стартом к созданию исследовательских групп и проектов, которые смогут разработать новый стандарт уже к 2024 году.

Стандарт, принятый межведомственной группой, начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Считаю, что инициатива ФГОС 4.0 – тот «ребенок», которого мы с Александром Адамским выносили и произвели на свет, сумел объединить сетевое сообщество людей, небезразличных к инновационным процессам в нашей стране.

К инициативе подключились Игорь Реморенко, Виктор Болотов, Исак Фрумин, Артем Соловейчик и Алексей Семенов – называю, прежде всего, тех, кто на начальном этапе принял наше предложение. Каждому из них я невероятно благодарен за то, что вместе с Александром Адамским, с опорой на Институт проблем образовательной политики «Эврика», они многое сделали для развития нашей инициативы.

Буквально на днях Сергей Кравцов также поддержал эту инициативу и практически сделал шаг к ее огосударствлению. Главной темой обсуждения стала идея возрождения ФИПов. Это очень важный пункт, но это уже другой проект.

Именно поэтому считаю, что его поведет как флагман Александр Изотович Адамский. У меня же сейчас другие приоритеты в образовательной политике, связанные с идеологией персонализации образования, которые, прежде всего, я веду в «Школе антропологии будущего» в тесной связке с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее»  и со «Сберклассом».

Я намерен сосредоточить все свои усилия именно на данном направлении. По этой причине выхожу из инициативы ФГОС 4.0. Но это точно не выход в стиле Тараса Бульбы, который сказал своему ребенку: «Я тебя породил…» и далее – по тексту. От всей души желаю талантливым разработчикам этой инициативы, моим коллегам, всяческой удачи на этом пути – пути симбиоза Инициативы ФГОС 4.0 с практиками Министерства Просвещения РФ.

– Вы считаете, что это правильный путь для инициативы?

– Я считаю, что сейчас образовательные инициативы должны исходить только от интеллектуального сообщества. Одной из них для меня является наша с вами «Успешная школа».

– Александр Григорьевич, спасибо за беседу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте