“Ах, на гравюре полустертой…”
Буду рада, если этот материал вас заинтересует.
Развивать творческие способности детей, воспитывать у них желание приобщиться к творчеству, испытать удивление и радость первооткрывателя в каждой своей работе подтолкнули меня к поискам новых приемов на своих уроках. Мое увлечение живописью как-то незаметно отодвинуло на второй план не менее увлекательные занятия по графике. Я предпочла карандашную работу, беседы о графике и менее трудоемкие и хлопотливые графические техники. Но однажды, когда на одном из уроков по графике я затронула в беседе такую технику, как линогравюра, кто-то из ребят заинтересовался и задал мне вопрос: “Почему мы никогда не занимаемся этим?” “И правда, почему? – подумала я. – А что если попробовать?” Тем более что линогравюра всегда привлекала меня благодаря ясности, выразительности, лаконизму художественного языка. Достоинство линогравюры – возможность печатания с одной доски большего, по сравнению с другими техниками, количества оттисков. А печатание с картофельного штампа и работа по трафарету на предыдущих уроках уже познакомила ребят с простейшими приемами размножения рисунков и увлекла их.
Техника печати с линолеума – более сложная, но и более интересная форма художественной печати. В этой работе главным являются линолеум и резец. В нашем магазине “Сделай сам” появился линолеум в отходах. Это очень удобно и дешево. Я предложила детям приобрести чистый линолеум. Ребята поддержали меня, и к следующему уроку у всех был кусок линолеума. Резцы у меня были, правда, не специальные, а для работы по дереву, но среди них были такие, которые прекрасно работали по линолеуму. Композиция по тематическому рисунку у ребят была выполнена на предыдущем уроке. Упражнения в графике карандашом мы делали раньше, и дети уже хорошо ориентировались в многообразии штрихов и приемов работы карандашом. Я решила эти наработки прошлых занятий использовать в линогравюре для экономии времени.
Это был пробный урок. И он удался, несмотря на то, что еще было много промахов и недоделок. Я очень волновалась, готовилась к провалу, но мои опасения оказались напрасными. И когда во время самостоятельной работы я глядела на ребят, на их увлеченность, сосредоточенность, темперамент, с которым они трудились, обменивались мнениями, на порядок, который сохранялся в классе, несмотря на трудоемкость процесса, на творческую атмосферу, я поняла, что не смогу больше обходиться без таких уроков.
Да, специфика подобных уроков сопряжена с определенными трудностями. Но эффективность оправдывает цель. Особенно это ощущаешь на втором занятии во время печатания. Трудно описать восторг, который испытывает каждый ребенок, отпечатавший свой собственный оттиск. Сколько гордости испытывает он за свою работу! Ему хочется поделиться удачей с друзьями, стать участником обсуждения работ.
Первое занятие по линогравюре показало и недостатки урока, и помогло продумать все тонкости этого необычного занятия. А поскольку время по программе отводится небольшое, то необходимо продумать и подготовить ребят к этой увлекательной технике на других уроках по композиции, рисованию с натуры, на беседах по искусству, учесть вопросы, которые могут возникнуть при проведении занятия по линогравюре, предупредить о сложностях, с которыми они могут встретиться. Тогда это поможет избежать многих трудностей на конкретных уроках по линогравюре.
Так что же это за техника – гравюра? Гравюрой называется отпечаток с рисунка, вырезанного на дереве, металле, картоне, линолеуме. Гравюра на линолеуме появилась сравнительно недавно, в начале ХХ века, и сразу привлекла внимание, завоевала любовь художников широтою диапазона изобразительных средств: от очень тонких штрихов до широких декоративных пятен. Несмотря на свою молодость, гравюра на линолеуме уже имеет свои традиции. Линолеум – благодатный материал для любых творческих замыслов: от экслибриса и книжной заставки до большой станковой гравюры как черной, так и цветной. Гравюра на линолеуме способствует развитию пластического видения. Занятие линогравюрой не только интересно, но и полезно тем, что приучает работать в материале, заставляет много рисовать, постоянно тренировать руку, глаз.
Для работы лучше всего подходит линолеум толщиной 2,5-3 мм. Перед работой его шлифуют пемзой или наждачной бумагой, поливая водой, сначала вдоль, а потом поперек. Чем лучше и ровнее отшлифован линолеум, тем легче будет на нем работать, тем более тонкий штрих можно получить в оттиске. На такой линолеум хорошо накатывается валиком краска, а значит, легче получить и хорошие оттиски. После шлифовки линолеум следует сложить и наложить на него пресс, чтобы он не заворачивался потом в трубку. Высохший линолеум необходимо протереть олифой и досуха вытереть.
Теперь нужно перевести на него рисунок. Это можно сделать по-разному. При помощи карандаша перевести рисунок на кальку (калька дает возможность обратного изображения). Положить ее на линолеум, натертый воском, рисунком вниз и гладкой пластинкой (обратным концом ручки) передавить изображение по контуру. Воск дает возможность четкого контура. Можно положить под кальку на линолеум копировальную бумагу, тогда линолеум не обязательно натирать воском, и обвести рисунок карандашом. Переведенный рисунок нужно обвести тушью, чтобы он не стерся в процессе работы. Тонкие линии обводятся пером, а большие черные пятна закрашиваются кистью.
Переводя рисунок, надо помнить, что все, изображенное на линолеуме, при печати получится в обратном, “зеркальном” изображении. Места, которые при оттиске должны быть черными, на линолеуме остаются нетронутыми. Они-то и будут отпечатываться на бумаге, давая изображение, на них и будет накатываться краска. Зато все остальные места, которые на оттиске будут белыми, вырезаются с использованием разнообразных штрихов.
Углубления на линолеуме делаются штихелями – резцами различных профилей. Если нет готовых инструментов, их можно изготовить самостоятельно из спиц старого зонтика, которые нарезаются на кусочки длиной до 6-10 см. Один конец отрезка затачивается, ему придается нужная остроугольная или круглая форма. Можно воспользоваться формой, имеющей нужный профиль (гвоздь, треугольный напильник и т.д.). Другой – вставляется в деревянную ручку. Чтобы резцы были прочными, их нужно закалить – докрасна нагреть и медленно опустить в машинное масло. Затем наждачной бумагой счищается окалина. После этого резец равномерно разогревается над пламенем свечи до появления золотистого цвета и сразу опускается в холодную воду. Резцы всегда должны быть острыми, и точить их надо так, чтобы в углу лезвия не появлялись заусеницы. Простейшие резцы можно изготовить также из ученической ручки, катушки от ниток и обыкновенного пера. Верхнюю и укороченную часть ручки слегка заточить, чтобы она могла войти в отверстие головки катушки. Головка катушки будет предохранять ладонь при нажиме на резец. Перо затачивается с обратной стороны по такому же принципу, как и спицы, и затем острым концом вдевается в ручку. Штихель готов. Перо можно согнуть, придавая разные профили.
Теперь можно приступать к гравированию. Проверим рабочее место. Дети должны почувствовать важность момента и серьезно отнестись к подготовке своего рабочего места. Итак, стол застелен газетой, на ней лежит подготовленный кусочек линолеума нужного по эскизу размера, резцы (желательно два, три – разного профиля), нож и черновой кусочек линолеума. Рисунок переведен на линолеум.
Необходимо провести беседу о технике безопасности, чтобы избежать возможных неприятностей (срыва резцов и попадания их в пальцы). В подобном деле большое значение имеет правильное расположение кистей рук. Принято левую (не режущую) руку, придерживающую линолеум во время работы, держать ниже правой, рабочей руки. Это необходимо потому, что резец может сорваться, а в таком положении рук он не нанесет повреждений.
После того как вся подготовка сделана, приступают к резьбе. Здесь также необходима последовательность. Сначала вырезают большие участки, заранее определенные в эскизе (при печати они будут смотреться белыми поверхностями). Характер резьбы зависит от нажима руки на резец. Желательно перед работой потренироваться на отдельном куске линолеума в нанесении штрихов. Раньше на уроках мы упражнялись карандашом в характере линий. Частично эти приемы подойдут и для гравюры. Упражнения могут быть такими: 1) расположить несколько линий – сначала на одинаковом расстоянии друг от друга, затем, постепенно увеличивая это расстояние, довести частоту этих линий до максимальной разреженности (то есть до полной плотности цвета в оттиске); 2) перекрещивающиеся линии; 3) волнистые линии; 4) точечные линии (глубокий нажим и слабый); 5) линии по кругу и т.д.; 6) работа разными по профилю резцами. При гравировке как прямых, так и кривых линий рука с резцом должна двигаться только в одном направлении, не отклоняясь ни влево, ни вправо. Все повороты штрихов достигаются движениями левой руки, которая вращает доску, направляя ее против резца. Этот способ гравирования обеспечивает точность в работе, чистоту линий и исключает возможность срыва резца. Некоторые очень большие поверхности можно срезать ножом. Постепенно от больших вырезанных плоскостей переходят к меньшим, заменяя крупный округлый профиль пера-резца или ножа другим, с более острым углом.
Ребята работают. У одних это получается умело и быстро, другие дольше думают и больше смотрят за работой соседа, так как боятся испортить работу. Третьи считают, что они все хорошо сделали и надо скорее печатать. Здесь необходимо учесть настроение ученика, его индивидуальные возможности и тактично подсказать или даже показать какой-либо графический прием.
Но вот наступает момент, когда первый ребенок закончил резьбу, и пора приступать к печатанию. На учительском столе уже все готово. Это краска, желательно типографская или масляная, но обезжиренная (для этого ее выдавливают на газету и держат 1-2 часа). Краска лучше темного цвета. Стекло. Готовую для печати краску в небольшом количестве выкладывают на стекло (или любую гладкую поверхность). Валик. Краску на стекле раскатывают тонким слоем при помощи валика, а затем переносят на вырезанную поверхность линолеума. В работе можно использовать фотовалик. Бумага для печати может быть использована различная: ватман и полуватман, тонкая (писчая), эстампная. Если бумага плотная, плохо впитывающая краску, то нужно большое количество краски.
Краска на линолеуме быстро сохнет, поэтому оттиск надо печатать быстро. Лист бумаги накладываем на накатанную краской поверхность линолеума, а затем осторожно протираем столовой ложкой. Рельеф гравюры выявится на внешней стороне бумаги. В результате краска переходит с линолеума на бумагу. После протирания темных мест осторожно снять лист, следя за тем, чтобы изображение не смазалось. Первый оттиск дает возможность увидеть недостатки, недоделки, исправить их, кое-что дополнить.
После окончания работы форма и валик тщательно промываются скипидаром и протираются тряпочкой.
Учитывая индивидуальные особенности ребят, нужно постоянно помнить, что все они работают с разной скоростью. Поэтому получение оттисков нужно начинать сразу после заявления автора о готовности его работы к печати. Первый оттиск я делаю сама, чтобы показать ребятам полностью последовательность исполнения. Второй и третий ученик делает самостоятельно. Это для того, чтобы оставить один оттиск себе, а два других – автору. Во время гравировки нужно приучить ребят делать пробные оттиски, чтобы иметь представление о правильном процессе работы и, если требуется, вносить в работу коррективы. Умение исправлять ошибки, допущенные при гравировке, обязательно для каждого ученика.
Занятие линогравюрой – интересное и увлекательное дело. Оно вырабатывает твердость руки, знакомит с методами типографской работы, воспитывает художественное видение и вкус, чувство ритма. Пробуждает воображение. Открывает новые возможности для постижения различных техник печатания, знакомит с разнообразием применения гравюры. Линогравюрой могут заниматься не только старшие ребята. Если урок хорошо продуман, все учтено и ребята имеют большую информацию о работе, то можно смело доверить работу в этой технике ребятам всех возрастов.
Я начинаю вводить занятия по гравюре с 5-го класса. В каждой возрастной группе программой на графику отводятся часы, но ставятся разные по сложности задачи. Я не отступаю от этого правила, и младшие ребята получают задания, соответствующие их возрасту. При этом для достижения цели как у старших, так и у младших необходимо:
– подготовить детей к восприятию темы, ввести материал, поднять творческий уровень эмоционального восприятия его детьми;
– ввести и закрепить знания, навыки, выполнить обучающие, развивающие и закрепляющие упражнения;
– выполнить творческие задания, связанные с темой.
Эти требования и обусловливают методику работы над указанной техникой и темой, плодотворность которой была много раз проверена на практике.
Нужно учесть, что младшие ребята еще не справляются со стремительностью урока и нуждаются в помощи. Помощь можно организовать от ребят более взрослых (это шести- и семиклассники). Но чтобы ее осуществить, я заранее планирую уроки по графике во всех классах с 5-го по 7-й в одно и то же время. При наличии кабинета в школе такой способ дает большие возможности. Во-первых, я сосредоточиваю на этот период в классе все необходимое для работы. Во-вторых, ребята могут даже на перемене или в свободное от урока время заходить и иметь свободный доступ к инструментам и материалам. Поэтому шести- и семиклассники с удовольствием берутся подготовить для младших линолеум, резцы, бумагу и даже помочь печатать оттиски тем, кто затрудняется или не успевает это сделать самостоятельно. Такой способ работы оправдывает себя, и я практикую его и по другим темам: живопись, декоративно-прикладная работа, лепка. Он удобен и эффективен при достижении конечного результата.
После завершения темы желательно сделать выставку работ. Удовольствие от этого испытывают все.
Татьяна ЛАЗАРЕВА, учитель изобразительного искусства 35-й школы
Норильск
NB!
В издательстве “Дрофа” вышел учебник для общеобразовательных учебных заведений “Изобразительное искусство. 1-2 -е классы”. Авторы В.С.Кузин, М.И.Кубышкина, а также раскраски для 1-2-х классов.
Гравюры на дереве:
А.И.Кравченко. Иллюстрация к повести А.С.Пушкина “Египетские ночи”. 1934 г.
С.М.Мочалов. Иллюстрация к поэме Г.Лонгфелло “Песнь о Гайавате”. 1933 г.
На “Методической кухне” хозяйничали Ольга КУТАСОВА и Наталья САВЕЛЬЕВА
Комментарии