Мы выявляли параллелизмы в структуре агиографических текстов XIII века – русского «Жития Александра Невского», подготовка текста, перевод и комментарии В.И.Охотниковой, и английского «The Passion of Saint Edmund, King and Martyr» («Жития святого Эдмунда, короля и мученика») Эльфрика Эйнсгемского, подготовка текста, перевод и комментарии М.П.Омельницкого.Пользуясь приемом диптиха, рассмотрим параллели в данных текстах на уровне: вопроса об авторстве житийных текстов; культурного фона и контекста произведений; жанровых особенностей текстов; темы и основной мысли; образного ряда; сюжета.
1-й урок предполагает погружение учащихся в общекультурный контекст западного и русского Средневековья, что поможет создать эмоциональный настрой подростков на восприятие информации.Задачи урока:- ознакомить учащихся с принципом анонимности средневековой словесности и вытекающими из него вопросами авторства текстов;- коллективный перевод фрагментов текстов с английского и древнерусского языков с дополнительной опорой на знания исторических событий в Англии X века и в Древней Руси ХIII века;- стимулировать аналитическое творческое мышление, память, устную и письменную речь учащихся.Оборудование урока: презентация с репродукциями икон Александра Невского и короля Эдмунда, архитектурных памятников, произведений искусства исторических эпох, фото подлинников английского и древнерусского анализируемых текстов. Выставка книг по теме урока, аудиозапись древнерусского крюкового пения, колокольных звонов, средневековой европейской церковной музыки.Учащимся следует дать опережающее задание к уроку – подготовить выразительное чтение небольших отрывков текстов на английском и древнерусском языках. Язык оригинального текста должен звучать на уроке обязательно. Учащиеся могут декламировать тексты в театральных костюмах, соответствующих эпохе.2-й урок предусматривает сравнительно-сопоставительный анализ текстов.Задачи урока:- используя сравнительно-сопоставительный метод анализа, выявить в текстах параллели на уровне темы, основной мысли, образного ряда произведений;- развивать умение видеть художественную деталь при создании образа;- создать схему-диптих темы, основной мысли, образного ряда анализируемых произведений.Создание схемы-диптиха учащимся предлагается выполнить по следующей модели:Заполнение схемы позволяет учащимся сделать вывод о том, что тема обоих произведений схожа – жизнеописание князя (короля), прославляющее его воинские доблести и политические успехи.Аналогично создается схема-диптих по основной мысли обоих текстов, которые также имеют абсолютное сходство: стяжание духа святого прославленными правителями, а также диптих образов.3-й урок посвящен анализу сюжетов произведений.Сюжеты текстов анализируются по приведенному выше принципу схемы-диптиха.Ирина БЕРДНИКОВА, учитель английского языка средней школы №54 города Москвы,Ольга ЕЙБОЖЕНКО, учитель русского языка и литературы центра образования №57 города Москвы
Комментарии