search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду

А вы в какой ПКГ?

​КОММЕНТАРИЙ по вопросам формирования профессиональных квалификационных групп должностей служащих и профессий рабочих.

Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ, которая определяет принципы формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по видам экономической деятельности, утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников (далее сокращенно – ПКГ).Перечень ПКГ приведен в приложении к Рекомендациям по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. №425н).Основные принципы формирования профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащихСтатьей 144 ТК РФ установлено, что профессиональные квалификационные группы – это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.Порядок формирования профессий рабочих и должностей служащих в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. №525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2007 года, регистрационный №10191 (далее – приказ Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. №525).Виды экономической деятельности и критерии формирования профессиональных квалификационных группВиды экономической деятельности, по которым профессии рабочих и должности служащих сформированы в профессиональные квалификационные группы, определены Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 №329-ст (с изменениями, внесенными приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст).По виду экономической деятельности «Образование» сформированы следующие две профессиональные квалификационные группы:профессиональные квалификационные группы должностей работников образования (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. №216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», зарегистрированным в Минюсте России 22 мая 2008 года, регистрационный №11731);профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. №217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования», зарегистрированным в Минюсте России 22 мая 2008 года, регистрационный №11725).Профессии рабочих и должности служащих сформированы в профессиональные квалификационные группы по видам экономической деятельности по следующим критериям:- отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;- должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;- профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;- профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.При этом установлено, что отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.Это означает, что если в соответствии с квалификационной характеристикой (квалификационным справочником) занимать должность служащего может лицо, имеющее как среднее, так и высшее профессиональное образование, то в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. №525 такая должность относится к профессиональной квалификационной группе по минимальным требованиям к квалификации, то есть к той группе должностей служащих, к которым предъявляются требования о наличии среднего профессионального образования.Исключение предусмотрено только для должностей служащих, имеющих важное социальное значение, что позволяет отнести отдельные должности к профессиональным квалификационным группам, исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимой для занятия соответствующих должностей служащих.Следует отметить, что с учетом этого условия сформированы профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников и профессиональная квалификационная группа должностей профессорско-преподавательского состава (в части должностей ассистентов и преподавателей, к которым напрямую не предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания).Принципы формирования профессиональных квалификационных групп должностей работников образованияДолжности работников образования представлены в четырех профессиональных квалификационных группах: две сформированы из должностей работников учебно-вспомогательного персонала, учитывая различные требования к их квалификации, одна группа – из должностей педагогических работников и еще одна – из должностей руководителей структурных подразделений.Необходимо иметь в виду, что должности, включенные в профессиональную квалификационную группу педагогических работников, не могут быть отнесены ни к какой другой категории персонала.Однако в нормативных правовых актах, устанавливающих системы оплаты труда работников образования в некоторых субъектах РФ, такие изменения неправомерно допускаются. Например, такие педагогические работники, как воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, необоснованно относятся к учебно-вспомогательному персоналу, а в отдельных случаях, напротив, к категории педагогических работников отнесены хормейстеры, балетмейстеры, массажисты, которые педагогическими работниками не являются, а относятся либо к работникам культуры, либо к медицинскому персоналу.Следует также обратить внимание на неточность, которая, по нашему мнению, допущена в пункте 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. №521) при перечислении педагогических работников. В соответствии с этим пунктом к педагогическим работникам отнесены преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения. Остальные работники (помимо руководящих работников) в соответствии с этим пунктом относятся либо к учебно-вспомогательному, либо к иному персоналу.Означает ли это, что в учреждениях начального профессионального образования не должно быть воспитателей (при наличии общежитий), педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, методистов, преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей физвоспитания и некоторых других педагогических работников либо все перечисленные работники являются учебно-вспомогательным и иным персоналом?Кроме того, в указанном пункте появилось новое наименование должности, отнесенной к педагогическим работникам, – «старший мастер производственного обучения», которой не предусмотрено в профессиональной квалификационной группе педагогических работников. Следует ли понимать, что указанная должность будет предусматриваться в образовательных учреждениях начального профессионального образования наряду с должностью старшего мастера, отнесенной к профессиональной квалификационной группе руководителей структурных подразделений, либо она заменяет должность старшего мастера? Ответов на эти вопросы пока нет. Считаем, что в этой части вышеуказанное Типовое положение нуждается в корректировке.Если характеризовать принципы формирования профессиональных квалификационных групп работников образования, которые утверждены названными выше приказами, то должности, входящие в одну ПКГ (кроме должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня), структурированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, как это и предусмотрено приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. №525.Необходимо отметить, что все должности педагогических работников как имеющие важное социальное значение отнесены к профессиональной квалификационной группе должностей служащих, требующих наличия высшего профессионального образования, несмотря на то что минимальным требованием к уровню квалификации для осуществления педагогической деятельности большинства работников по-прежнему является наличие среднего профессионального образования, что следует из квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».Должности работников высшего и дополнительного профессионального образования представлены в двух профессиональных квалификационных группах: одна сформирована из должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, другая – из должностей профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений.При этом профессиональная квалификационная группа должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала сформирована с учетом требований о наличии высшего профессионального образования.Профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также не требующие наличия профессионального образования, в профессиональную квалификационную группу должностей работников высшего и дополнительного образования не включены из-за отсутствия таких должностей и профессий для этого уровня образования по виду экономической деятельности «Образование».Необходимо также учесть, что должности руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в профессиональные квалификационные группы не формируются, поскольку оплата их труда осуществляется на иных условиях, установленных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. №583.Что касается других должностей работников, которые могут быть заняты на работе в образовательных учреждениях, например, врачи, медицинские сестры, библиотечные работники, художественные руководители, хормейстеры, балетмейстеры, инженеры, лаборанты, техники, бухгалтеры, рабочие различных профессий, то по всем перечисленным должностям сформированы другие профессиональные квалификационные группы.Так, профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. №526; профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии – приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. №570; профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих – приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 г. №247н; профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих – приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 г. №248н.Образовательные учреждения, имеющие в штате должности работников, включенные в профессиональные квалификационные группы других видов экономической деятельности, применяют их с учетом использованных при их формировании принципов структурирования должностей по квалификационным уровням.Вера ПОНКРАТОВА, Жанна ОСИПЦОВА,специалисты аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте