search
main
0

А вы прочитали Закон «Об образовании в РФ»? А вы знаете о новых возможностях, которые он нам предоставляет?

​Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:- В последних числах декабря 2012 года был подписан Закон «Об образовании в РФ», который вносит в жизнь системы образования достаточно значимые изменения, дает ей новые возможности. Я хочу, чтобы мы все понимали эти возможности, для этого, естественно, нам нужно гораздо глубже ознакомиться с самим текстом этого нового закона, организовать его обсуждение, оценить положения закона о возможностях развития в нашей реальной практической деятельности. Текст нового закона размещен на сайте Департамента образования и сайтах окружных управлений образования. Уверен, что заседания наших различных московских директорских клубов будут посвящены новому Закону «Об образовании в РФ», что ответственные координаторы для подготовки заседаний этих клубов продумают вопросы для обсуждения. Наверное, мы должны говорить, что 2013 год для нас и год нового закона, и год новых возможностей в образовании, которые дает этот закон.

В 2013 году нам предстоит разработать и обсудить московский городской закон «Об образовании в городе Москве». Я думаю, страницы «УГ-Москва» должны стать местом публичного обсуждения идей и предложений в первый вариант нашего городского закона. Я думаю, закон такого субъекта РФ, как Москва, должен стать образцово-показательным, это пригодится и другим регионам России. Мы готовы договориться с крупными московскими юридическими вузами об их участии в разработке московского городского закона. Нам не нужно работать над нашим законом три года, мы можем все сделать за три месяца, ведь у нас есть федеральный закон как основа для работы. Кроме того, в конце апреля 2013 года мы намерены провести большой учительский форум Москвы, мы его готовим, и уже на этот форум можно было бы вынести для обсуждения по крайней мере версию городского закона, которая к тому времени уже прошла бы обсуждение на страницах «УГ-Москва», в Интернете, на наших встречах. На форуме такое обсуждение могло бы состояться в живом общении с огромным количеством представителей педагогической общественности Москвы, которые могли бы сделать замечания, предложения, одобрить конструкцию закона, с тем чтобы уже потом в течение ближайших месяцев Московская городская Дума могла работать над обсужденной в педагогическом сообществе версией закона. У нас сегодня есть хорошая возможность повлиять и на разработку федеральных нормативно-правовых актов в развитие Федерального закона «Об образовании в РФ», и на разработку нового столичного закона об образовании. Как поработаем, так и жить будем. Поэтому я убедительно прошу всех педагогов не стоять в стороне от этой работы и участвовать в ней самым активным образом. Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования: – 21 декабря 2012 года Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273, после чего он был 26 декабря 2012 года одобрен Советом Федерации РФ, а затем 29 декабря 2012 года подписан Президентом РФ Владимиром Путиным. Этот закон вступает в силу 1 сентября 2013 года. Он опубликован на многих официальных сайтах, в том числе на портале Министерства образования и науки РФ, Департамента образования Москвы, то есть в открытом доступе он есть, можно его найти и прочитать тем, кто еще с ним не знаком. Нужно сказать, что с момента вступления нового закона в силу теряют силу прежние законы РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Новый закон как интегрированный акт сохраняет базовые нормы и принципы существующего закона РФ «Об образовании», но дополняет их и конкретизирует. Отрадно отметить, что очень большое количество тех новелл, которые есть в новом законе, по сравнению со старым законом для системы образования Москвы уже как таковыми новеллами быть перестали, так как в этом направлении мы активно идем уже два года, специально работаем над этим, и можно сказать, что идем правильным путем. Это показывает вновь принятый закон. В новом законе есть существенное количество таких конкретизированных вещей, без которых нам приходилось трудно работать. Речь идет и об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, и о четком закреплении понятийного аппарата, и об особенностях образовательных программ, и об определении статуса педагогического работника. Иными словами, новый закон интересен всем участникам образовательного процесса, причем не только тем, кто работает в образовательных учреждениях, но и родителям, да и вообще обществу, потому что многие события и явления, в том числе те, которые в последние годы развиваются в Москве, в новом законе прописаны с точки зрения российского законодательства. Хочу отметить, что, вероятно, было бы целесообразно сделать так, чтобы в 2013 году в системе образования все наши обсуждения, все наши круглые столы, деятельность рабочих групп были так или иначе были посвящены работе над текстом нового закона. Думаю, было бы хорошо, если бы для нас и всей системы образования 2013 год стал годом нового закона «Об образовании в РФ», чтобы мы прорабатывали его и готовились к вступлению в силу этого закона. Время у нас для этого есть, но его, к сожалению, не так много, а сделать предстоит немало. Виктор КРУГЛЯКОВ, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы: – В связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в РФ» возникает возможность и необходимость принятия соответствующего закона на уровне субъекта РФ – города Москвы. Что сегодня представляет собой законодательство столицы в сфере образования? Первый столичный закон «О развитии образования в городе Москве» появился в 2001 году, в 2004 году – закон «Об общем образовании в городе Москве», в 2005-м – закон «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве», в 2010-м – «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Все это законы, которые непосредственно регулируют в столице права граждан на образование. Плюс в столице есть социальные законы, которые непосредственно не относятся к сфере образования, но тем не менее в них идет речь о социальной поддержке определенной категории граждан, касающейся прав на образование. Есть и смежные законы, касающиеся регулирования других сфер, но так или иначе они затрагивают вопросы системы образования. Таким образом, очевидно, что есть большой перечень законодательных актов, в которых дублируются одни и те же положения, что не способствует тому, чтобы эти законодательные акты исполнялись на практике. Сейчас возникает необходимость, особенно в связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ» и в связи с новыми определенными правами, которые получают субъекты РФ, в том числе Москва, принятия законодательного акта об образовании на уровне нашего города. Такая работа в Московской городской Думе уже началась. Я хочу сказать, что предварительно достигнута договоренность о создании совместной рабочей группы, которая будет заниматься подготовкой такого законодательного акта. Мы хотим, чтобы директора наших школ, учителя, представители отраслевого профсоюза, родители могли направлять в рабочую группу все свои предложения, чтобы закон города учел предложения всех заинтересованных лиц. Чем больше будет предложений, чем больше будет широких обсуждений, тем лучше и точнее будет наш городской закон. Я думаю, что для создания этого закона не потребуется двух-трех лет, так как у нас уже есть базовые принципы, но тем не менее широкое обсуждение этого проекта в Москве необходимо в течение нескольких месяцев. Какие моменты необходимо отразить в новом законе Москвы? С учетом круга полномочий, отнесенных новым федеральным законом к полномочиям субъектов РФ, я думаю, что в таком квалифицированном законодательном акте, каким должен быть интегрированный закон, можно было бы прописать государственные гарантии столицы на право граждан на образование, в том числе о компенсации части родительской платы, когда речь идет о дошкольной ступени образовании, о финансовом обеспечении нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования, об особенностях организации и ликвидации государственных и муниципальных образовательных организаций в городе Москве. Я думаю, что правильно было бы также отразить в новом городском законе вопросы, связанные с приемом граждан в общеобразовательные организации, закрепления определенных территорий за образовательными организациями (это в Москве уже сделано, но это необходимо законодательно закрепить в нашем законе), вопросы, связанные с учетом детей, подлежащих обучению по образовательным программам, с комплектованием ОУ. Если говорить об общедоступном среднем профессиональном образовании, то там потребуется изменить название «колледж», так как по новому федеральному закону такие виды образовательных организаций у нас теперь не существуют, только типы. Все это надо отразить в новом законе Москвы об образовании. Есть вопросы о предоставлении высшего образования, речь идет о тех высших учебных заведениях, которые созданы и находятся в компетенции города Москвы. Совершенно необходимо позаботиться о социальной поддержке педагогических работников, например, о предоставлении компенсации расходов на транспортные расходы для тех педагогов, которые вынуждены ездить на работу за МКАД, о компенсациях за проведение ЕГЭ, закрепить уровень оплаты труда педагогов – по всем документам субъекты РФ получают определенные права и могут прописывать, что, допустим, их зарплата не должна быть ниже средней зарплаты по промышленности. Все эти и многие другие темы должны найти отражение в новом московском законе об образовании. Непосредственно вопросы развития образования в нашем городе федерального значения должны получить свое отражение в нашем московском законодательном акте, и рабочая группа, которая начнет работу, будет призвана собрать все предложения при подготовке этого законопроекта, а в результате дать городу единый, квалифицированный, интегрированный закон «Об образовании в городе Москве» желательно в августе 2014 года, чтобы столица могла начать новый учебный год с новым законом. Не будем равнодушными! У нас есть шанс повлиять на законодательство в сфере образования! Давайте поработаем все вместе! Как поработаем, так и будем жить в будущем!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте