search
main
0

А воз и ныне там…

Чего не хватает в преподавании литературы в провинциальном городе

Во время подготовки к ЕГЭ по литературе мне вспомнились все уроки с прекрасным учителем в том небольшом городке, откуда я уехал в Москву за лучшим образованием. По этому случаю решил записать мысли, пришедшие мне в голову. Спросил себя: чего же мне, столичному «буржуазному провинциалу», не хватает? И, знаете, пришел к выводу, что мне не хватает общения с учителем.

Прозвенел звонок. Кто с красным, распаренным, кто со спокойным и задумчивым лицом, кто, болтая, входит в класс, учитель сидит за столом и что-то быстро переписывает – конспект урока. Проходят первые пять минут, тратясь на рассадку учеников по местам и отчасти на обмахивание мнущейся тетрадкой по ОБЖ. Учитель накаляется и тихо говорит, напоминает, что начался урок. Разговоры стихают. Класс встает и садится. Еще пять минут – на организационные моменты для подгрузки презентации с флешки, которая, будто назло, не хочет правильно вставляться в слот. Уже стали доноситься новые реплики – теперь задние парты что-то обсуждали.

Десять минут урока прошли почти впустую. Объявляется тема, и учитель, надеясь на положительный ответ, задает вопрос классу или одному из учеников о прочтении изучаемого произведения и о его содержании. Немного ждет, но раздается тянущаяся, звенящая, как гитарная струна, тишина. Проходит еще пять минут, и из сорока пяти положенных остается только полчаса.

Учитель начинает нервничать, ведь время идет, а огромный материал еще не преподан. Конспект был составлен впустую? Отстанем от программы? В глаза бросаются наивно и напрасно прячущиеся за спинами одноклассников телефоны, за руками и волосами – наушники, музыка из которых слышна даже с камчатки (или галерки), а глаза такие детские и простодушные, хотя это уже девятый класс… Уже нет никакого желания продолжать, но время неумолимо бежит, нужно что-то делать. Урок идет по накатанной, сил на креатив и живую беседу нет.

Вам это знакомо? Хочу сказать, что вы не одни. Множество учителей испытывают такие трудности в общении с учениками, в преподавании не только литературы, но и других, не очень важных, по мнению учеников, предметов: биологии, географии и др. Отмечу сразу, учеба для меня – это процесс двусторонний, в нем может чего-то не хватать (а порой многого не хватает) как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Видно, что в такой типичной ситуации как ученики ведут себя очень некрасиво, так и учитель, скорее всего, не пользуется авторитетом. В отношениях «ученик – учитель» нет человеческой связи, уважения к преподавателю, соответственно, где тут говорить об оживленном обсуждении произведения в классе, когда почти пол-урока уходит на организацию.

«Что же делать?» – спросите вы», как сказал бы Виктор Пузо (Буравкин).

Как ученик, завершающий 11‑й круг общего образования, знающий изнутри все, что происходило и происходит в классе, посоветую учителям одну вещь: общайтесь с учениками. Да, вы можете сказать, что у вас мало времени, много бумаг, отчетов, документации, других (!) классов (но ведь и у нас не меньше домашних заданий и есть другие (!) учителя). Никто не призывает общаться вечность, но, когда ученик после урока подойдет что-то узнать, не отвечайте ему/ей обрывисто, кратко (у всех бывает плохое настроение), попробуйте задать небольшой вопрос для рассуждения, для поддержания кратенького разговора. Поверьте, это в очень скором будущем возымеет эффект, вы получите авторитет, который не обретается двойками и неожиданными самостоятельными работами (этим культивируется страх, позже в худшем, но тем не менее возможном случае – ненависть к учителю как к человеку), – уважение среди учеников, и конспекты не пропадут зря. Удачи!

Илья БУЛГИН, ученик 11-го класса, Энгельс, Саратовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте