В далеком 1910 году в Перми открылось ремесленное училище, которое много раз меняло статусы, но всегда было ориентировано на подготовку рабочих кадров для моторостроительного комплекса и специалистов в области строения авиадвигателей. Сегодня на моторах, созданных при участии выпускников Пермского техникума промышленных и информационных технологий имени Б.Г.Изгагина, летают многие гражданские самолеты. О прошлом, настоящем и будущем этого техникума рассказывает его директор Вячеслав Владимирович АСПИДОВ.
Расцвет нашего техникума приходится на 70‑е годы, когда директором Пермского моторного завода был назначен Борис Георгиевич Изгагин, чье имя сегодня носит наша организация. Тогда интеграция образовательного и производственного процессов была максимальной, у нас был открыт цех, в котором студенты создавали детали по заказу от предприятия. В настоящее время мы также готовимся к тому, чтобы получать заказы от предприятия, так как все возможности для их выполнения у нас есть, в том числе благодаря участию в проекте «Профессионалитет».
Моторостроительный комплекс в нашем регионе представлен различными предприятиями. Базовое, опорное – АО «ОДК-Пермские моторы». В числе других – АО «ОДК-Авиадвигатель» – это конструкторское бюро, где происходят разработка агрегатов и создание образцов для испытаний. Кроме этого, мы активно взаимодействуем с предприятием «АО «ОДК-СТАР», которое производит системы управления для двигателей. А еще с АО «Редуктор-ПМ», которое входит в корпорацию «Вертолеты России», а всех их объединяет Ростех. Также не могу не назвать корпорацию «Протон-ПМ» от Роскосмоса.
Министерство просвещения России задало мощный импульс к совместной работе и развитию партнерских отношений с этими предприятиями. Сразу же начались поиски новых подходов, создание команд для кластерного управления. Словом, это здравая идея. Машиностроение представлено в разных городах России, есть учебные учреждения и предприятия, которые, по сути, занимаются одним и тем же, например металлообработкой. А если есть сфера пересечения интересов, можно объединить опыт с развитием, обучение с производством.
Еще одно несомненное достижение – пересмотр образовательных программ. Не секрет, что любая система развивается в сторону усложнения различных регуляторов, увеличения запретов, рамок, что ее в итоге и губит. А в рамках «Профессионалитета» сделана попытка начать изменять те регуляторы, которые мешают развитию, тормозят его. В первую очередь это касается стандартов. Они были выстроены очень социально ориентированно, направлены на ученика: обучение длится 4 года, много разных предметов для общего развития. Но в жизни все не так, большое количество людей свое мастерство проявляют в узкой сфере, много предметов им не нужно, да и предприятию требуется человек, который умеет хорошо работать руками. «Профессионалитет» позволил изменить программы, сделав упор на определенные инструменты, в том числе на возможность сокращать сроки обучения. Конечно, для нас это серьезный вызов, ведь очень сложно за 2 года вместо 3 подготовить оператора, за 3 года вместо 4 – наладчика. Но предприятие ждет специалистов как можно быстрее, и студент тоже хочет как можно быстрее начать свою профессиональную деятельность. Тем не менее мы очень осторожно и скрупулезно подходим к пристраиванию программ обучения.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарий
Качество не пострадает
Галина КЛЮЕВА, заместитель директора Пермского техникума промышленных и информационных технологий имени Б.Г.Изгагина:
– Если говорить о сокращении программ, то мы проанализировали ситуацию, сравнили разные программы и решили сократить время обучения за счет общего объема, выделенного на общеобразовательную подготовку, а также синхронизировали подготовку для профессий и специальностей, оставив ее в рамках стандартов общего образования, но достаточных для СПО. Кроме того, сократили пропорционально время всего профессионального цикла, отведенное на теоретическое обучение и практику.
Любой преподаватель подтвердит: сокращение времени обучения чревато снижением качества образования. И работодатели выразили опасения, что практики нашим учащимся будет недостаточно, а значит, придется потратить больше времени на доучивание специалистов непосредственно на местах. Но мы сделали ставку на интенсификацию образовательного процесса, поэтому применяем другие подходы и технологии, стараемся приучить к этому и студентов. В подавляющем большинстве у них после 9‑го класса сохраняются стереотипы школьного обучения, а тут придется проявлять самостоятельность. Это большая и сложная работа, но другого пути нет.
В нынешней ситуации стандарты общекультурного развития в контексте будущей профессиональной деятельности стали более конкретными, практико-ориентированными. При этом общеобразовательная подготовка осталась, просто ее стало меньше.
Комментарии