Мои родственники возили два года сына в школу в 1‑й и 2‑й классы минут 40 по пробкам по утрам, а вечером и того больше, несмотря на то что во дворе тоже есть школа. Почему? Потому что, по разговорам «привередливых» мамочек во дворе, «в этой дворовой школе учитель А. оценки завышает, а знаний маловато, Б. вроде ничего учит, но груба, В. к детям невнимательна, а Г. шлепает в домашних тапках и шаркает. Раздевалки нормальные, цветочки-картинки везде, но доски старые… Рейтинг какой? В Топ не входит…»
В общем, мои родственники поискали информацию по форумам, нашли «положительную школу» с топовым рейтингом, олимпиадами, учителями «на подбор» и решили возить. Полусонного ребенка усаживали в машину каждое утро и везли в хорошую школу. После уроков – ГПД, потому что родители работают. А вечером так же по пробкам везли домой, переживая постоянно, что уроки делать надо, а уже и спать пора, завтра же снова рано вставать. Дворовых друзей у мальчика не было: не знает никого, да и гулять особо-то некогда. Школьные товарищи даже на день рождения не все могли приехать в гости по таким пробкам. Одноклассники живут рядом друг с другом и часто общаются после школы, а ребенок выпадал из общей внеклассной компании. Как он завидовал тем, кто вставал минут за 40 до начала уроков, а после школы уже через 10 минут был дома. В результате первый класс мальчику запомнился только ранними подъемами и дорожными пробками…
Еще пример – выбирают учителя. Для начальной школы это важно. И некоторые тоже готовы возить ребенка далеко. Такие родители отодвигают на второй план информацию о том, какой в школе комфорт или перспектива для старших классов. Главное – первый учитель хороший. Безусловно, личность учителя очень важна для первоклассника. Но учитель – человек, может заболеть, уйти в декрет, переехать в другой город. И что тогда?
Почему выбор происходит так: или учитель, или условия? Почему нельзя выбрать ту школу, что во дворе, и рассчитывать на все сразу? И на хорошего учителя, и на бытовые условия школы, и на качество в перспективе, и на многое другое. На развитие, воспитание, желание учиться влияет огромное количество факторов: общий микроклимат, кружки по интересам, внеклассная работа, то, как проходят праздники, забавные рисунки на асфальте, даже то, какие туалеты и столовая в школе. Хорошо, когда школа и школьный двор сближают, радуют, притягивают к себе как общий культурный, удобный и безопасный центр. И если все это в твоем дворе, чем не счастье?
А мои родственники поступили так: сдали свою квартиру, сняли рядом со школой. И теперь у ребенка «моя школа в моем дворе», и он счастлив – можно поспать утром подольше, гулять в школьном дворе, общаться с одноклассниками и после уроков. Но можно было все это и не делать! Если бы была уверенность в качестве знаний и условиях любой школы! Мы же включаем телевизор, и кино показывают в каждом доме в любом районе, и не надо ехать к соседям посмотреть.
Правы те, кто в первую очередь при продаже или сдаче квартиры в аренду указывает: «В шаговой доступности школа с дошкольным отделением… поликлиники, магазины…» Потому что близость школы к дому для ребенка – важнейшее условие! Значит, всякая школа просто обязана быть «хорошей»! Можно, конечно, задавать вечные вопросы: «что делать и кто виноват» в том, что «дворовая школа» не соответствует желанию выбрать ее? И цепочкой потянутся причины-проблемы. Но детям от этих ответов не легче. У них-то распорядок жизни меняется, да и сама-то жизнь тоже.
Если бы каждый работающий в школе человек осознавал, что именно его работа может стать причиной, по которой родители выбирают школу, и хорошо выполнял свою работу, то не было бы таких проблем и тревог с выбором места учебы. И каждый ученик с радостью бы говорил: «Моя школа в моем дворе!» Это удобно для всех – высыпаться, учиться, играть и гулять рядом с домом.

Ирина КУДРЯВЦЕВА,
учитель начальных классов школы №1900