search
Топ 10

А ребенок никого не интересует?

Яков ТУРБОВСКОЙ, председатель Совета директоров школ России, президент Академии творческой педагогики, доктор педагогических наук:

– Очень рад, что в таком судьбоносном документе, где говорится о развитии страны до 2020 года, признана фундаментальная, или системообразующая роль образования. Значит, казалось бы, именно от образования, от того, как оно станет развиваться, будет зависеть все то, на что направлен документ. Но буквально вторая фраза переворачивает все с ног на голову и превращает образование в обыкновенное, упрощенно понимаемое средство решения кургузых задач. Образование рассматривается как некая ложка или лопата, которой можно так или иначе орудовать, приспосабливая к тем или иным целям.

Анализ задач, поставленных в образовательном разделе Концепции-2020, позволяет понять, что они реализуются с помощью трех основных средств. Это организация, контроль и экономика. В стороне остаются имманентные характеристики самого образования: может ли оно, готово ли оно решать эти задачи? Ведь когда употребляются такие слова, как «качество образования», когда идет речь о слиянии университетов, проблемах содержания образования, видно, что авторы этого документа даже не задумываются, есть ли готовность решать все эти проблемы.

Не просчитаны ужасные социальные последствия подушевого финансирования образования. Не предусмотрены организационные решения вопроса. Где концепция слияния университетов, на какой основе они объединяются? Ведь в результате порождаются конфликты межличностные, иерархические. И что они будут делать, слитые университеты? Дело ведь не в форме, которую навязывают, а в той содержательной части, которая должна лежать в основе дела.

Нам надо требовать взвешенного подхода к проблеме, учитывать возможности образования как «живой» функционирующей системы, идущей от преемственности, от традиций, от ценностей. Нужно со всей определенностью заявить, что прежде чем утверждать этот документ, необходимо его серьезно доработать.

И, конечно, в документе нет ни слова о ребенке. Это ведет к отчуждению школы от общества, школы от государства, ребенка от государства. Конечно, можно сказать, что школа – место удовлетворения потребностей, но это своеобразное удовлетворение. Разве можно отказаться от той великой русской культуры, которая лежит в основе создания и развития образования? Все это перечеркивается, будто бы и не существовало.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту