search
main
0

А про Илью Муромца ты знаешь?

Передавать через творчество свое отношение к миру - это так естественно для маленького человека

Однажды нам пришлось быть свидетелем беседы мальчишек-дошколят. Один из них взахлеб рассказывал сцены из современного фильма-боевика. Другой внимательно и благодарно слушал. И вот рассказ окончен. Настала очередь второго парнишки. Надо же как-то ответить, поразить товарища знанием боевых и мужественных историй.

 

И тут взрослые немало удивились, услышав продолжение беседы. Второй малыш вдруг спросил: «А про Илью Муромца ты знаешь?»

Напомним, что нашим героям по 6 лет. Это возраст усвоения опыта и приспособления к миру. Как только ребенок обретает способность строить свое поведение на основе мысленных представлений и понятий, мы, взрослые, стараемся дать ему как можно больше образцов и примеров из прошлого, достойных уважения и подражания.

Устное народное творчество – блестящее средство формирования лучших человеческих качеств. Мудрость и оценка многих жизненных уроков, содержащихся в устном народном творчестве, оказывают огромное влияние на воспитание в детях гуманности, справедливости, взаимопомощи, любви к Родине.

Таким средством формирования личностных качеств и являются былины. Они отличаются торжественностью тона и величавостью, они одновременно сказывались и пелись. Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения. В нем есть достоверные черты старинного быта и устройства жизни. Их назначение – прославлять необыкновенных людей и величественные события истории. В героях былин, «богатырях святорусских», воплощены лучшие черты защитника. («А смелостью да в Илью Муромца…», «У Добрыни вежество рожденное и ученое…»).

Знакомство детей с русскими былинами начинается с чтения отрывков былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей». В процессе чтения словарь ребят пополняется такими словами, как «Отечество», «былина», «быль», «щит», «меч», «лук», «стрелы», «колчан», «копье», «палица», «булава», «шлем», «кольчуга», «бармица», «доспехи», «гусли», «распутье» и многими другими. Особая роль отводится визуальному контенту. Кроме иллюстраций в книгах знакомим детей с былинной живописью, картинами В.М.Васнецова «Богатыри», Н.К.Рериха «Илья Муромец», К.А.Васильева «Битва на Калиновом мосту» и «Настасья Микулична». Слушаем вместе с детьми отрывки из музыкальных произведений М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» («Богатырские ворота»), из Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, «Богатырской симфонии» А.П.Бородина. Эта музыка помогает представить образ мужественного, благородного, сильного защитника Отечества.

Но просто слушать, пусть даже очень выразительное прочтение, – это не про детей. У них всегда есть огромная потребность действовать, как-то проживать все услышанное. Дальше игры: «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Что нужно богатырю на службе», отгадывание загадок о богатырях («Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут»). Идем играть в музей детского сада, где собраны «реплики» богатырского вооружения, репродукции картин про богатырей, старинные бытовые предметы, характеризующие занятия людей, музыкальные инструменты. Экспозиция в нашем музее интерактивная, она доступна каждому, все можно потрогать и поиграть с экспонатами.

Какие вопросы обычно задают ребята? Их интересует, как звали богатырей, с кем им приходилось сражаться, какое оружие у них было, чем они занимались в мирной жизни, есть ли сейчас богатыри, может ли женщина быть богатырем. На эти и многие другие детские вопросы отвечают педагоги в ходе обсуждения прочитанного с детьми.

В детском воображении оживают картины минувших дней, образы далеких предков, героические сцены их жизни. Здесь быль перемешана с вымыслом. Очень хочется поделиться всем этим знанием с миром! Значит, настало время рисовать. Передавать через творчество свое отношение к миру – это так естественно для маленького человека. Мы идем в изостудию!

Ребята выбирают совершенно разные изобразительные материалы – от гуаши до сепии. То погружение в мир русской былины, в детали одежды, доспехов, построек, предметов быта, которое уже совершили дети, помогает им нарисовать подробные, наполненные мелочами и важными акцентами рисунки. Среди портретов есть молодые лица и старые, мудрые и отважные, есть суровые и улыбчивые. Подробно прорисованы богатырские доспехи. На щите богатыря обязательно что-то изображено. Популярнее всего у детей изображение солнца как символа мира, добра и справедливости. На заднем плане обязательно видны небо, купола храма, стены древнего города. Дети включают воображение, и вот уже над всем этим далеко-далеко пролетает Баба-яга в ступе или Змей Горыныч.

Выставки детских рисунков на тему «Богатыри» прошли у нас в дошкольных группах. Они пользовались большой популярностью и у детей, и у их родителей.

С лучшими работами мы приняли участие в Московском конкурсе выставочных проектов, организованном Управлением непрерывного художественного образования. Тема наших двух выставочных проектов так и звучит – «Богатыри земли Русской». Один из них стал победителем, второй – призером конкурса. Это огромная радость и предмет гордости для наших ребят и педагогов.

Вернемся в начало. Думается, что если шестилетний ребенок в разговоре со сверстником рассказывает с интересом историю про Илью Муромца, то он с таким же интересом будет в школе учить историю своей страны, находить верные ориентиры и пользоваться ими.

Татьяна АФАНАСЬЕВА, педагог дополнительного образования школы №1558;
Ольга ГИРШЕВИЧ, старший воспитатель школы №1558

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте