search
main
0

А нужно просто верить в человека. ​Олег ВАСИЛЬЧУК, студент 5-го курса факультета психологического консультирования МГППУ:

– Могу сказать, что обучение на факультете для меня гораздо большее, чем получение специальности. Факультет серьезно повлиял и изменил мою жизнь, мой путь. Но чтобы как-то передать то, как я осмысливаю опыт этих лет на факультете, нужно подобрать какие-то особые слова, какой-то особый язык.

О своей студенческой жизни как пути в профессию можно рассказывать по-разному. В целом не нужно далеко ходить, опыт можно осмыслить на разных уровнях. Чаще всего выделяют практический, теоретический и методологический уровни применительно, например, к концепции, подходу. Почему бы не применить их? Но будет ли этот язык адекватен, релевантен тому, что мне на самом деле хотелось бы рассказать – рассказать про путь и жизнь?Если бы я отвечал языком практического уровня, то в принципе мне было бы достаточно представить резюме: рассказать о своем незначительном опыте практической деятельности за последние несколько лет, которая достаточно разнообразна, хоть и фрагментарна. Это и привычная всем работа в детских лагерях, и ведение психологических тренингов, и участие в разнообразных научно-практических мероприятиях, и организация студенческих проектов. Я мог бы рассказать о том, к каким теоретическим традициям, моделям, к каким теориям лежит мое сердце, близок мой ум, но тогда это был бы формат своеобразной научной конференции, где я представлял бы свою теоретическую, исследовательскую, научную позиции. Наконец, методологический уровень. Я бы упомянул о своей симпатии к культурно-деятельностному подходу и его методологии или о философии и методологии экзистенциализма, но это все было бы точно слишком далеко от жизни.Все-таки мне кажется, что язык, наиболее подходящий для осмысления моего студенческого пути и моей университетской жизни, – это язык ценностный.Конечно, это не совсем рядоположные вещи – практика, теория, методология и ценности, но мне хотелось бы попытаться говорить на языке, близком к ценностному. Совсем не случайно я выбираю именно такой язык. Три образовательные доминанты, «три кита» обучения на факультете психологического консультирования – личность, академизм, мастерство. Уже с первых дней обучения такие горизонты ставит факультет консультирования перед студентом, и мы стремимся их достигать. Сквозь призму этих горизонтов я постараюсь рассказать о своем пути.Принцип личности требует от студента не только и не столько привлекать к обучению свои способности, личностные особенности, сколько делать их (то есть самого себя) содержанием обучения. Как известно, главный инструмент психолога и педагога – его личность, кроме того, личность – это один из основополагающих вопросов педагогики и психологии. Стремясь к этому горизонту – горизонту личности, я задался вопросом о том, с помощью чего можно двигаться в этом направлении. Возможным ответом, ключевой категорией для меня здесь стали идея, категория и опыт встречи. Мы можем найти упоминание об этом в работах разных авторов – Мартина Бубера, Михаила Бахтина, митрополита Антония Сурожского. За эти годы для меня состоялось несколько встреч с удивительными людьми, эти встречи во многом определяли мой дальнейший путь. Путем диалога и трансляции психологической и научной культуры становится возможным достижение и постижение опыта психотехнического (теоретико-практического) осмысления реальной, уникальной, конкретной ситуации – ее психологической и педагогической сторон. Психолог – человек, осознанно владеющий своей интуицией. Мастерство проявляется в том, чтобы уметь реализовать свой замысел в заданных условиях, открыть и реализовать замысел в изменяющихся условиях. Мастерство – это умение тонко и точно отвечать на вызовы реальности: педагогической, психологической, жизненной, может быть, предел мастерства – это умение созидать сами условия. Какие же ценности я обрел, двигаясь в сторону этих горизонтов на факультете? Мне кажется, что за это время я чуть-чуть прикоснулся к тому, как можно верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Как можно и нужно верить в ученика или студента, в его способности учиться, решать учебные и жизненные задачи, верить, что он может достигнуть своего человеческого величия – того, каким он может быть, надеяться на поддержку своих друзей и коллег, надеяться на то, что ты двигаешься в верном направлении, терпеть и выстаивать сложности, терпеть разочарование, безысходность, «педагогические провалы», прощать, примиряться с самим собой и прощать другого, прощать в человеке то, что мешает ему становиться лучше, ведь, простив это, не составит труда простить все остальное – наконец, любить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте