Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

А музыка звучит

УГ - Москва, №14 от 7 апреля 2009. Читать номер
Автор:

Надежда КУЗЬМИНА, учитель музыки и дополнительного образования школы №271, выпускница музыкального факультета Московского педагогического государственного университета: – Сегодня в школе у детей и подростков наметилась тенденция разрыва содержания образования и культурных ценностей. Поэтому цель моего проекта – создание обучающе-развивающей среды для приобщения детей к мировому классическому музыкальном наследию, при этом мне нужно решать задачи определения путей взаимодействия с детьми в области музыкального искусства, повышения уровня развития речи через интеграцию предметов «Музыка» и «Русский язык», повышать интеллектуальное и духовное развитие учащихся средствами музыкального искусства. Основные проблемы тут я вижу в том, что дети отторгают шедевры мировой классики, что у них слабо развита речь. Поэтому я и пытаюсь найти ответы на такие вопросы: «Как развить интерес к классической музыке?», «Как научить ориентироваться в современном многосоставном звуковом пространстве?», «Как развить речь учащихся с помощью музыки?»

Мой проект называется «Жизнь – мелодия». Ведь жизнь каждого человека – это череда успехов и неудач, взлетов и падений, жизнь – игра. Не правда ли, что все это навевает ассоциации с музыкой? Жизнь – мелодия!

Я давно осознала, какое большое место в моей жизни занимает музыка. Она пронизывает мою речь, она в моих глазах, в ушах, в моих руках, когда я играю на музыкальных инструментах или дирижирую, в моих ногах, когда я танцую! Как солнышко согревает своими лучиками все вокруг, так и я своими знаниями и вниманием несу музыку детям, открывая им ее бесконечно разнообразный и прекрасный мир. Для меня важно, чтобы мой урок музыки стал для них уроком любви человека ко всему прекрасному.

Я вижу, что мои ученики противопоставляют в своем сознании такие направления музыкального искусства, как поп-, рок- и рэп-культуру, с одной стороны, и классику – с другой. Поэтому пошла методом «от противного»: стала на уроках с семиклассниками рассматривать различные стили и направления в музыке на примере тех произведений, которые нравятся им самим, при этом предлагая вниманию ребят различные современные обработки классических произведений, в том числе рок-обработки (например, рок-обработку токкаты и фуги ре минор И.С.Баха).

Сегодня недостаточно традиционных методов и способов обучения, отработанных десятилетиями, в связи с возрастающим влиянием новых информационных технологий, воздействием на окружающих, и прежде всего на детей, телевидения. Поэтому необходимо привлекать новые методы и средства обучения, которые можно назвать гомеопатическими. Детей всегда тянет ко всему яркому, новому, захватывающему, интересному. Поэтому я стремлюсь к некоторой визуализации обучения. Один из вариантов такой технологии в моей работе – широкое применение мультипликационных фильмов, где используется классическая музыка (например, симфония №5 Л.В.Бетховена), и фрагментов художественных фильмов. После этого дети обсуждают увиденное, соотносят его с собственным мнением, слушают классические произведения в оригинале. Таким образом возникает цепочка усвоения современными школьниками шедевров мирового музыкального искусства, некоторые дети уже становятся разборчивыми по отношению к тому, что звучит из наушников их плееров, а некоторые даже обращаются ко мне с просьбой переписать себе классические произведения, услышанные на уроке. Если урок музыки даст ребенку ответ на то, как без чьей-либо помощи сформировать свою иерархию музыкального искусства, улучшить «свою» музыку, которую он будет слушать после уроков, то можно сказать, что задача музыкального образования в школе будет решена. Важная часть реализации проекта – практическая деятельность детей, связанная с музыкой. Это может быть спектакль – такой спектакль «Дамы и гусары» по «Гусарской балладе» был поставлен в нашей школе с учащимися 4-5-х классов и занял первое место весной 2008 года в окружном смотре школьных театров. Наша школа №271 – школа полного дня, поэтому необходимо использовать большие возможности развития музыкальных способностей детей через взаимосвязь уроков музыки с внеклассной – кружковой – работой, с развивающими часами, с индивидуальной работой. Здесь уже первые результаты: ребята регулярно выступают с песнями на всех школьных праздниках, осенью 2007 года ученик шестого класса Евгений Нещадим под моим руководством стал лауреатом 3-й степени на окружном конкурсе вокалистов «Останкинский соловей». Видя его успехи, многие дети пришли в творческое объединение «Веселая нотка» с большим желанием заниматься, стали проявлять больший интерес к музыкальным занятиям, записались на обучение игре на гитаре или фортепиано.

Особенность нашей школы – многонациональный состав классов, в них для 40-80 процентов учеников русский язык неродной. Это создает некоторые трудности и в их обучении, и во взаимодействии с другими учащимися. В связи с этим и возникла идея интегрированных уроков и развивающих часов музыки и русского языка для детей, испытывающих трудности в его освоении. Любой язык имеет свой ритм, свои акценты. Течение речи, особенно в народных песнях и стихах, образует метроритмы, звуки различной длительности. С помощью музыки можно облегчить усвоение русского языка, так как это будет происходить органично. Можно сказать, что учить правильно пропевать слова в песнях – значит учить правильно говорить. Музыкальные интонации и ритмы способствуют пониманию связи слов в предложениях, их правильному построению. В результате дети постепенно допускают все меньше ошибок в произношении слов, использовании падежей и склонении глаголов. Кроме того, на своих уроках я активно знакомлю ребят с культурным наследием разных народов для воспитания толерантной личности с развитым этническим самосознанием, что весьма актуально в наши дни.

В музыке всего семь нот, как и семь цветов в радуге. Каждый ребенок индивидуален. Все вместе ребята в классе образуют радугу, по-разному звучащую в каждом коллективе, имеющую свою неповторимую мелодию жизни.

Педагогическая профессия трудная, но приносящая много радости, когда видишь положительные результаты своей деятельности. Ребята верят и ждут, что учителя откроют им нечто интересное, удивительное, помогут им стать взрослыми и знающими, самоопределиться в жизни. Я, как, наверное, каждый педагог, стараюсь так построить свою педагогическую работу, чтобы ребятам хотелось приходить ко мне на занятия снова и снова.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту