Каждый окончивший военное учебное заведение офицер помнит, что разговоры о предстоящем распределении начинались задолго до выпуска. Многим наверняка врезалось в память и то, что иные не блиставшие успехами в учебе сокурсники вдруг получали назначение в весьма хорошее место благодаря вмешательству влиятельного радетеля. Конечно же, за несколько месяцев до распределения с каждым выпускником проводилось собеседование на предмет того, где он желает служить. При окончательном же распределении приоритетное право выбора предоставлялось золотым медалистам и окончившим вуз с отличием. Однако во время вручения выпускникам документов становились достоянием всех и “сюрпризы”, когда ничем не блиставшие середнячки получали места и должности престижнее, круче общепризнанных лидеров учебы и службы. По этому поводу в былые временам даже ходила шутка, что основным принципом распределения является: “От каждого – по способностям, каждому – по родству”.
Как происходит распределение выпускников военно-учебных заведений сейчас? В “Руководстве по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ” сказано, что к работе по распределению привлекаются командиры подразделений слушателей и курсантов и преподавательский состав вуза, а основанием для определения дальнейшего служебного предназначения выпускника являются результаты государственной итоговой аттестации и его служебная характеристика (аттестация). Кроме того, учитываются семейное положение, состояние здоровья выпускника и членов его семьи. Иными словами, насколько будут приняты во внимание доводы в пользу того или иного выпускника и насколько гласно будет осуществляться распределение, зависит от начальника и отдела кадров вуза.
– К моменту выпуска каждый курсант уже знает место дальнейшей службы, вплоть до населенного пункта, – говорит начальник Новосибирского военного института генерал-майор Владимир Егоркин. – К распределению командиры готовят списки, где в рейтинговом порядке указывают результаты учебы будущих офицеров, их заслуги в общественной и спортивной жизни подразделения, семейное положение. Правом выбора пользуются золотые медалисты и окончившие институт с отличием. С каждым выпускником мы с заместителями проводим беседы. От 70 до 90 процентов выпускников попадают служить туда, куда и хотели.
По поводу звонков родителей, желающих повлиять на распределение, начальник института заметил, что таковых почти нет. Более того, далеко не всегда устремления родителей получше пристроить своего сына совпадают с планами самого будущего офицера. Результаты проводившегося в вузе за четыре месяца до экзаменов анонимного экспресс-опроса выпускников показывают, что 56 процентов хотят служить в Вооруженных Силах и лишь 2 процента – уволиться по окончании учебы. Однако более 40 процентам опрошенных служба в других силовых структурах кажется более престижной и привлекательной.
Система рейтинга, учитывающего результаты учебы и другой деятельности выпускников при их распределении, которая уже несколько лет существует и в Омском танковом инженерном институте, позволяет руководству сделать механизм распределения более гласным и справедливым. А в батальоне курсантов Новосибирского военного института, которым командует подполковник Константин Андрианов, в этом направлении решили пойти еще дальше. В курсантских подразделениях заведены специальные аттестационные тетради, где фиксируются основные моменты учебной и служебной деятельности будущих офицеров, что потом учитывается при определении их места в общем рейтинге.
Вместе с тем беседа с группой выпускников обнаружила их неверие в реальное влияние результатов учебы на распределение. А список с рейтинговыми показателями, направленный командирами подразделений в штаб института, оказалось, многие даже не видели. Яснее ситуация с распределением выпускников, окончивших вуз с золотой медалью или дипломом с отличием. Распределение же остальных, по их словам, зависит от сложившихся или не сложившихся отношений с командирами и возможностей родственников.
Мысль о необходимости выработки более действенного механизма распределения выпускников военно-учебных заведений и его закрепления в соответствующих нормативных актах как гарантии социальной справедливости прозвучала и в беседе с преподавателями кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин вуза, возглавляемой кандидатом философских наук, доцентом полковником Анатолием Гурским. Отсутствие у курсантов веры в то, что от их отношения к учебе будет зависеть распределение, может негативно сказаться на формировании личностных качеств будущего офицера.
Идею создания гласного механизма распределения будущих офицеров поддержал и начальник Кемеровского филиала Военного университета связи генерал-майор Анатолий Рубис: “Каждый курсант еще с 1-го курса должен быть уверен, что по его реальным заслугам будет и честь”. Если же у курсантов имеются на сей счет серьезные сомнения, значит, надо что-то менять.
А что и как именно?
“После 20 июня нам, выпускникам, были выданы на руки два документа: 1) список юнкеров, окончивших училище, составленный по старшинству баллов, согласно которым и должны были разбираться вакансии… 2) список предлагаемых из Главного штаба вакансий. Каждый юнкер должен был в соответствии со своим номером старшинства составить себе список вакансий, которые он хотел бы взять. При разборе вакансий те из них, которые были выбраны до него, вычеркивались из списка, и таким образом получался естественный отбор”.
Этот эпизод из воспоминаний Маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова относится к 1903 году. Согласитесь, даже по прошествии столетия что-либо лучше и проще, в принципе, и предположить очень сложно.
Вадим КОВАЛЬ

Комментарии