– Эй, физик!- позвал кто-то, и из клубка яростно гоняющих мяч футболистов выбрался вихрастый, взъерошенный, загорелый паренек, обычный, такой, как все.
– Да Денис никогда ничем особо и не выделялся, – рассказывают учителя Ельниковского лицея №2, – хорошо учился, спортом занимался. Правда, математика у него лучше шла, чем у других. Но вот нашел его физик из Сарова Дмитрий Владимирович Подлесный, и все сразу изменилось. Смог Подлесный разглядеть в нем талант.
– Дмитрий Владимирович любую информацию умеет так подать, что будет интересно, – говорит Денис, – он для меня открыл физику. Мы стали вместе работать и добились успеха.
Успех ученика и его наставников действительно значительный: школьник из села Ельники стал призером Всероссийской физической олимпиады. Причем соперники Дениса были значительно старше его, что прибавляет веса победе. После этой олимпиады Денис полетел в Якутск на сборы по подготовке к Международной олимпиаде. И там в жесткой борьбе с ребятами из Германии, Китая, Болгарии и других стран выиграл, подтвердив, что талант плюс высокая работоспособность как ученика, так и педагога, их целеустремленность всегда приносят замечательные плоды. Теперь у Дениса впереди Международная физическая олимпиада в Индонезии. Там он будет представлять нашу республику и Россию в целом.
Возможно, восьмиклассник Денис Кузин все это воспринимает как открытие, потрясение. Но педагоги справедливо считают, что таких случайностей не бывает, они относятся к этой победе ученика как к закономерному результату согласованной деятельности всей образовательной системы республики. Иначе и быть не может, ведь и этот успех, по сути дела, был заранее просчитанным и ожидаемым, потому что в Мордовии сложилась и эффективно действует система работы с одаренными детьми. Принцип ее действия таков: найти способных, одаренных детей как можно раньше и помочь им развить свои таланты с пользой для себя и всей республики в целом.
Примеров такого взлета много. Наши ребята талантливы по-настоящему, а талант, поддержанный на государственном уровне, дает блестящие результаты. В 2004 году в республиканской олимпиаде участвовали более 700 старшеклассников. 19 ребят добрались до заключительных этапов российских олимпиад, 5 стали призеров, двое заняли четвертые места. В числе призерами кроме Дениса Кузина еще и Виктория Ерастова – воспитанница известного на всю республику педагога школы №39 Л.И.Юркиной. А до успеха Виктории ученик этого же педагога Тимур Загидуллин получил серебряную медаль призера Международной биологической олимпиады.
Три раза занимал престижные места на российских олимпиадах Алексей Бородачев, как победитель олимпиады он был зачислен без экзаменов в престижнейший вуз страны – Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.
Было время, когда такой вуз казался недоступным для выпускника провинциальной школы. Сейчас сельские ребята благодаря компьютеризации школ, всей системе работы с одаренными детьми имеют все возможности получить хорошее образование и сделать блестящую карьеру. Если у тебя есть способности, то ты можешь заниматься в очно-заочной школе для одаренных детей, и в этом случае перед тобой открываются перспективы поступления в вуз. Сейчас таких школ 10, но планируется открыть еще и в других районах с тем, чтобы сельские школьники имели равные стартовые возможности при поступлении в вуз.
В рамках программы «Интеллектуальное будущее Мордовии» ежегодно проводится республиканский конкурс научно-исследовательских проектов. В этом году итоговая конференция собрала в 16 секциях более трехсот участников, и самое знаменательное, что активное участие в ней приняли несколько школ из глубинки.
Летом юные интеллектуалы тоже не расслабляются. Взрослые создают им все условия, чтобы совмещать активный отдых с развивающими занятиями. Одаренные дети со всей республики проводят целую смену в летних лагерях. Интеллектуальная элита проводит сборы на базе детского санатория «Сосновый бор». Занимаются с ними профессора и доктора наук – математики, физики, биологи, экологи, преподаватели информатики. Один этот летний месяц стоит целого года учебы, потому что ребята получают большой объем знаний, педагоги работают с ними более предметно и углубленно, ведь их лекции рассчитаны на детей со способностями выше среднего уровня.
Организация работы с одаренными детьми в республике получила признание и за пределами России. Сейчас в Мордовии действуют четыре экспериментальные площадки – это гимназии №№ 12, 20, 23, Луховская средняя школа. Проект преподавателя немецкого языка гимназии №20 Г.Ю.Поскребышевой выиграл грант в Германии на сумму 1,2 миллиона рублей. Это позволило школьникам четыре года подряд выезжать в Германию для изучения языка, было заключено три соглашения о партнерстве с гимназиями Германии.
А лицей № 43 в числе лучших учебных заведений России приглашен на 10-й Международный конгресс в Копенгаген для представления российского математического образования. Этот лицей сегодня – лидер по организации работы с юными талантами.
Пока только главным образом Россия знает имена наших школьников, но недалек тот день, когда нашу республику будут знать в мире как родину выдающихся ученых, менеджеров и политиков.
Комментарии