search
main
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

60 лет назад на экраны вышел культовый фильм «Человек-амфибия», которому завидовал Голливуд

За годы жизни картина «Человек-амфибия», созданная по мотивам романа, который известный писатель-фантаст Александр Беляев написал в 1927 году, обросла невероятными историями. Какие из них правдивы, а что выдумано людьми, влюбленными в фильм, разобраться непросто. Да это и неважно. Главное, что киноленту, созданную шесть десятилетий назад, по-прежнему смотрят, затаив дыхание.

Кадр из фильма

Великолепный сюжет, потрясающая игра актеров, невероятные по сложности подводные съемки – все это делает мелодраму незабываемой.

У каждого фильма – своя история

Судьбу картины «Человек-амфибия», как и создателя одноименного научно-фантастического романа Александра Беляева, простой не назовешь. Сценарий фильма, повествующий о юноше по имени Ихтиандр, которого спас доктор Сальватор, наделив возможностью жить под водой, и о его сложных отношениях с людьми, более десяти лет пылился на киностудии «Ленфильм».

Несмотря на то, что произведение Беляева к тому времени имело огромный успех, сценарий утвердили с трудом. Начальство студии считало его утопией, а зарубежные коллеги предрекали фиаско. Советские режиссеры опасались браться за съемку, поскольку никто не понимал ее технологии. Но то, что это будет очень сложно, знали все. В конце 40-х роман хотели экранизировать в Голливуде, но взвесив все «за» и «против», отказались от этой идеи.

Кадр из фильма

И все же режиссер нашелся, да не один

Когда 40-летний режиссер Владимир Чеботарев решил взять сценарий в работу, близкие люди схватились за голову: риск провалить дело был очевиден. Но Чеботарев, имевший к тому времени опыт работы в научно-популярном кино, разбирался в технологии подобных съемок. Думая о будущем фильме, он сразу решил разделить сюжеты, снимаемые под водой, на множество небольших эпизодов, чтобы актерам можно было задерживать дыхание на одну-две минуты, а в перерывах дышать воздухом из аквалангов.

Но режиссер был не один – в паре с Чеботаревым работал Геннадий Казанский, известный потрясающей картиной «Старик Хоттабыч». Она была снята в 1956 году и получила десятки престижных наград.

Казанский пришел в группу, когда съемки были в разгаре. К тому времени были сделаны уличные сцены в Баку, отснято часть материала в Крыму. Не зная технологию работы под водой, Геннадий Казанский снимал павильонные сцены.

Кадр из фильма

В те дни, когда на студии «Ленфильм» строили мрачные прогнозы о будущей картине, в газете «Нью-Йорк Таймс» вышла статья, объясняющая, почему Уолт Дисней не стал экранизировать роман Беляева. С большой долей сарказма журналисты рассказали о технологической сложности картины, за которую не взялись даже голливудские профессионалы. На что рассчитывают российские кинематографисты, не имеющие нормальной техники, им было непонятно. Тем временем съемочная группа готовилась в экспедицию.

Как искали главных героев

Владимир Чеботарев, будучи очарованным трагической историей любви, описанной в романе Беляева, понимал, как это важно – подобрать актеров, которые сумеют передать нерв сюжета. Задача, поставленная Чеботаревым и оператором Эдуардом Розовским своим ассистентам, казалась невыполнимой. Оператор делал акцент на глазах актеров, отражающих две стихии – моря и воды.

Владимир Коренев. Кадр из фильма

Режиссер просил найти Ихтиандра с отражением моря в глазах. От будущей Гуттиэре ждали не меньше: в ее глазах должно было угадываться небо. Сложную цель, казавшуюся нереальной, Чеботарев объяснил в нескольких словах: «неземная сказка» для взрослых требует артистов с нестандартной внешностью.

Было и второе условие: исполнитель роли человека-амфибии должен быть новичком в кинематографе, лицо которого не успело примелькаться зрителям. «Ленфильм» объявил о всесоюзных пробах, и студию завалили письмами.

Ихтиандр, Гуттиэре, Педро и другие 

Несмотря на то, что выбор потенциальных исполнительниц главной роли был невероятно велик, создатели картины оставили себе шанс посомневаться, хотя сразу понимали, кто это должен быть. 16-летняя Анастасия Вертинская была вне конкуренции. К тому времени актриса раздавала автографы и была очень популярной: славу ей принесла Ассоль в «Алых парусах».

Анастасия Вертинская. Кадр из фильма

Анастасия, выросшая в семье известных актеров Александра и Лидии Вертинских, впитала любовь к искусству с малых лет. Унаследовав необыкновенную внешность отца и утонченную красоту матери, она считалась одной из самых роскошных девушек Москвы. В прессе ее называли «советской актрисой с антисоветской внешностью», «самой загадочной советской актрисой», позже – «Вивьен Ли советского экрана».

На роль Ихтиандра, поняв, что задача поставлена практически невыполнимая, пробовали как неизвестных, так и популярных актеров. Эдуард Розовский качал головой: не то. И вдруг ассистенту режиссера посоветовали обратить внимание на студента ГИТИСа.

Им оказался 20-летний Владимир Коренев – невероятный красавец, любимец всех студенток вуза и доброй половины жительниц Москвы. После выхода картины на экран его назовут секс-символом страны.

Михаил Козаков. Кадр из фильма

Злодея Педро, владельца шхуны «Медуза», сыграет 26-летний Михаил Козаков. Несмотря на молодость, он был очень популярен. За четыре года до съемок «Человека-амфибии» Козаков сыграл Гамлета в Театре имени Владимира Маяковского и вошел в труппу легендарного «Современника».

И все-таки судьба есть, и это не миф. Владимир Коренев не раз рассказывал, как будучи пятилетним мальчиком, слушал по ночам роман Беляева «Человек-амфибия». Его «читал» пальцами слепой родственник, приехавший в гости к родителям.

Как морское дно превратилось в съемочный павильон

Фантастическая история разворачивается в Буэнос-Айресе – эту роль в картине сыграли старые кварталы Баку. Мечту режиссера и оператора снять морские сцены в Саргассовом море реализовать не удалось – бюджет фильма был очень скромным. В результате остановились на бухте Ласпи, которая находится в Крыму.

Группа работала в поселке Кастрополь и возле скалы Ифигения. Дельфинам и рыбам построили вольер, для этого находчивый Розовский, прозвавший бухту «морским павильоном», придумал сетчатую конструкцию в виде аквариума. Купили рыболовецкую шхуну, и началась работа.

Кадр из фильма

Позже Владимир Чеботарев рассказывал, что все 25 членов съемочной группы, в том числе актеры, прошли шестимесячное обучение, сдали экзамен на звание «легкого водолаза», получили профессиональные права и водолазные книжки, где было сказано, что допуск погружения составляет до 40 метров.

Страх можно преодолеть

До съемок Анастасия Вертинская совершенно не умела плавать, но в процессе работы настолько увлеклась, что отказалась от дублеров. Правда, актриса долго не могла решиться на прыжки в воду. Но когда увидела дублершу, оценила ее пышные формы, представила, как это будет выглядеть на экране, категорически отказалась от помощи.

В сцене с акулой Вертинская исполнила невероятно сложный трюк – не двигаясь, опустилась на дно. Правда, это удалось сделать с помощью 10-килограмового пояса, который тянул вниз. Риск был огромен, но актриса решительно отвергла статистов.

Кадр из фильма

Консультантами картины являлись аквалангист Владлен Кебкало и чемпион страны по подводному спорту Рэм Стукалов. Съемки были невероятно сложными. Основная часть группы провела под водой, температура которой не превышала 15 градусов, около 300 часов. Розовский и того больше – около 400.

Коренев дважды был в опасности

У Владимира Коренева был дублер – чемпион по подводному спорту Анатолий Иванов. Но большинство сложнейших сцен актер исполнил сам. На съемках он дважды был на краю гибели.

В эпизоде, когда герой фильма опускается под воду на цепи, помощник оператора нечаянно выпустил ее из рук. Махина длиной в 60 метров едва не утащила актера на дно. Беду удалось предотвратить благодаря оператору. Правда, камера тем временем ушла на дно.

Вторая экстремальная ситуация приключилась, когда снимали сцену с якорем. В одном из интервью режиссер рассказал, что глубина съемок составляла 10 метров. Но якорь, вопреки ожиданиям ушел вниз на 20 метров. Увидев, как красиво преломляются лучи, Чеботарев с Розовским решили снимать на этой глубине.

Кадр из фильма

Все шло по плану. Ихтиандр освободился от пут. Помощник, который тоже находился под водой, протянул Кореневу загубник акваланга, и тут выяснилось, что акваланг почему-то не работает. Реакция Рэма Стукалова была молниеносной: он мгновенно протянул актеру свой акваланг. О том, что произошло во время съемок, Кореневу расскажут позже, опасаясь, что у него пропадет кураж.

Судьба картины после съемок

Премьера фильма «Человек-амфибия» состоялась 28 декабря 1961 года. 3 января 1962-го картина вышла на большие экраны, и вся страна запела: «Эй, моряк, ты слишком долго плавал». В 1962 году фильм «Человек-амфибия» стал лидером проката, его посмотрели 65 млн зрителей.

Однако критики не скупились на хлесткие выражения, ругая фильм «за красивость» и отсутствие вкуса. Одна из статей, как позже вспоминал Владимир Чеботарев, называлась «Плачь по Ихтиандру».

Кадр из фильма

Досталось и нарядам, в которых снимались Вертинская и Коренев. Ее платья были точной копией коллекции Диора и стоили наверняка недешево. Прошлись по белым брюкам, в которых ходил по «Буэнос-Айресу» длинноволосый красавец Ихтиандр.

Недоброжелатели и завистники успокоились только тогда, когда фильм «Человек-амфибия» получил один из главных призов – «Серебряный парус» – на первом международном фестивале фантастических фильмов в итальянском городе Триесте.

Эдуард Розовский вместо наград и похвалы был исключен из партии. Оператора обвинили в ущербе государству. Режиссера – в увеличении сметы. О том, что причиной простоя были плохие погодные условия, никто и слышать не хотел.

К счастью, у фильмов есть свои «судьи» – зрители. Киноленту с удовольствием смотрят и сейчас, 60 лет спустя. Известный американский режиссер Квентин Тарантино однажды признался, что любимым русским фильмом для него является картина «Человек-амфибия».

Любопытные факты

Купить билеты на премьерные показы фильма «Человек-амфибия» было непросто. Очевидцы вспоминают, что штурмуя кассы, очередь нечаянно продавила витрины кинотеатра «Россия», где проходила презентация картины.

В качестве консультанта для съемок драмы Чеботарев и Розовский планировали пригласить французского исследователя Мирового океана Жака-Ива Кусто, обладавшего уникальным мастерством подводных съемок. Но денег на это не выделили.

Песню к кинофильму «Эй, моряк, ты слишком много плавал…» написал молодой композитор из Ленинграда Андрей Петров. Исполнила ее джазовая певица Нонна Суханова. А роль певицы сыграла манекенщица Нина Большакова.

На конкурсе фильмов 1962 года, который проводил журнал «Советский экран», зрители назвали «Человека-амфибию» среди пяти лучших картин. В десятку лучших актеров вошли Анастасия Вертинская (6 место) и Владимир Коренев (8 место).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте