Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Диалог

На разных берегах

Дата: 09 февраля 2021, 04:15
Автор:

В рамках проекта «Полоска света под дверью» между представителями педагогического сообщества состоялся разговор на тему «Можно ли доверять молодому учителю?».

Как заметил ведущий беседы, кандидат педагогических наук Юрий Эльмаа, взаимодействие учителя с родителями – одна из трудностей, которую обозначают молодые педагоги, характеризуя особенности своей профессиональной деятельности. Это объективно сложно, потому что родители часто сомневаются: как доверять ребенка педагогу, у которого еще нет родительского опыта, да и жизненный опыт не такой большой? Насколько такой специалист готов и способен компетентно и профессионально осуществлять взаимодействие с ребенком?

Как согласилась директор Института детства РГПУ имени А.И.Герцена кандидат педагогических наук Виктория Новицкая, своим отношением «сам роди, потом советуй» родители часто ставят молодого педагога в невыигрышную позицию, однако нужно понимать, что у педагогической молодежи есть определенные преимущества. Например, молодой учитель близок по возрасту к детям и еще помнит, что пережил сам в том или ином возрасте. Детская субкультура ему понятна, отсюда выстраиваются доверительные отношения между ним и детьми.

Как пояснила заместитель директора педагогического колледжа №8 Санкт-Петербурга кандидат педагогических наук Анастасия Архипова, на этапе адаптации к профессии молодые педагоги действительно выделяют взаимодействие с родителями как одну из серьезных проблем, но в то же время молодежи свойственно желание совершенствоваться, проявлять себя и, что самое важное, именно молодые учителя стараются понять, разобраться, вникнуть, почему ребенок ведет себя именно так, а не иначе, и рассказать это родителям, вместе с ними найти решение. Здесь, наверное, необходимо определить, что ожидают друг от друга молодые педагоги и родители, а чтобы эти ожидания не были полярными, нужно больше общаться, и не только в формате родительских собраний.

К примеру, в Эстонии есть такая интересная практика, как развивающие беседы, в которых участвуют учитель – классный руководитель и родители ребенка. В России тоже есть наработки эффективного взаимодействия с родителями, и нужно заметить, что и сами родители становятся активнее, когда видят неравнодушного молодого педагога. Создаются родительские клубы, и многие папы и мамы специально приходят в выходные дни, чтобы пообщаться между собой и обсудить с учителем актуальные вопросы.

В то же время, как и все люди, молодой педагог имеет право на ошибку. По мнению Виктории Новицкой, если исходить из позиции доверия и партнерства, то на несистематическую ошибку можно и нужно деликатно указать, а систематические промахи уже требуют управленческих решений. Можно взять простой пример. Молодой педагог решил установить дежурство по классу. Половина родителей «против», половина – «за». В этом случае, как считают эксперты, нужно встретиться и обговорить все вопросы еще «на берегу». Кроме того, можно предоставить сделать выбор самим ученикам. Если ребенок увидит, что взрослые смогли договориться, то это послужит положительным примером в будущем.

Но все-таки проблема взаимоотношений молодых учителей и родителей остается насущной и злободневной. Так, в исследовании, проведенном преподавателями педколледжа №8, на вопрос «От кого ждут помощи молодые учителя?» ни один из респондентов не сослался на родителей. На пап и мам своих учеников как на агентов поддержки молодой педагог, увы, надеется в последнюю очередь.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt