Педагоги-библиотекари и их руководители часто задают вопросы, какой должна быть современная школьная библиотека, какие задачи она выполняет, кроме выдачи учебников, какова ее роль в достижении образовательных результатов ученика. Сегодня не только изменяется содержание работы с читателем и актуализируются педагогические и информационные технологии, но и расширяется функционал библиотекаря, формируются новые требования к его компетенциям.
Работа отдела информационно-библиотечного сопровождения нацелена:
– на трансляцию передового опыта в области детского чтения и усиление читательской активности учащихся;
– методическую поддержку изменений в работе школьных библиотек в соответствии с потребностями современного образования.
В этом году мы пересмотрели форматы мероприятий, изменили содержание и механику конкурсов, уделили большее внимание проектному подходу в работе как со школьниками, так и с библиотекарями.
Меняется роль школьного библиотекаря – он не просто выдает литературу для участия в конкурсе, а курирует проектную работу и вместе с учениками погружается в создание продуктов. Дети изучают тексты, затем индивидуально или в команде создают не только рисунки и видеоотзывы, но и комиксы, кроссворды, настольные игры, книжные натюрморты, афиши. Это развивает навыки самостоятельного изучения текстов, креативность и умение сотрудничать. В этом учебном году в конкурсах отдела информационно-библиотечного сопровождения ГМЦ приняли участие более 40000 человек.
Например, на конкурсе «Самый талантливый читатель» ученики 5-8‑х классов разрабатывали настольные игры по сюжетам любимых произведений. В финале все желающие тестировали эти игры в рамках большой игротеки. Это мероприятие имело огромный отклик у детей, педагогов и родителей.
Ученики 9-11‑х классов создавали литературные стикеры. Затем самые интересные работы мы собрали в стикерпак для мессенджера, который доступен всем желающим. Среди персонажей стикеров – Онегин, Печорин, Чацкий, Раскольников, Есенин, Маяковский и… кот Бегемот.
В рамках этого конкурса прошла акция «Книжный натюрморт». Дети, библиотекари и педагоги создавали фотокомпозиции с разными предметами и элементами декора, ярко раскрывающими содержание книги. Предварительно мы провели мастер-класс по предметной фотосъемке для библиотекарей. В библиотеке вокруг книги и ее сюжета возникло целое событие, увлекающее детей и способствующее продвижению чтения в школе. Было создано порядка 3000 креативных работ, из которых мы собрали фотобанк. Эти материалы можно использовать при оформлении выставок и пространства библиотеки.
Мы выстроили систему семинаров и практикумов по отработке актуальных педагогических технологий, чтобы педагог-библиотекарь мог спроектировать увлекательное занятие, используя целесообразные приемы, встроить работу библиотеки в образовательный процесс школы.
Для того чтобы проанализировать и обобщить практику модернизации библиотечного пространства, мы организуем экскурсии в библиотеки Департамента культуры столицы. Среди наших партнеров Московская центральная городская библиотека имени А.П.Гайдара, Российская государственная библиотека для молодежи, Smart-библиотека имени А.А.Ахматовой и другие.
Мы привлекаем московских школьных библиотекарей к трансляции опыта преобразования, который может применяться в любой образовательной организации страны. Это специалисты из школ №1535, 2070, 1000, 1‑го МОК и многих других.
Нами разработана методика обучения цифровой грамотности и апробирована в рамках курса повышения квалификации «Цифровые инструменты в работе школьного библиотекаря». Особенностью курса является изучение технологий и создание продуктов, которые библиотекарь может сразу внедрить в работу. По завершении программы слушатели освоили и апробировали ряд практик работы с детьми в цифровом пространстве, подключили в школе электронную библиотеку и начали наполнение электронного каталога. Всего на курсе обучились 500 сотрудников библиотек образовательных организаций. Следующая программа повышения квалификации будет посвящена информационно-библиографическому обслуживанию в цифровой среде и сопровождению исследовательской деятельности в школе.
Для развития профессионального сообщества и укрепления горизонтальных связей был проведен выездной интенсив «Создание информационно-библиотечных центров», ставший для школьных библиотекарей знаковым событием. Они изучали принципы проектного подхода в преобразовании библиотек, разрабатывали образовательные проекты и презентовали свои идеи сначала коллегам, а затем библиотечному сообществу.
Лучшие практики московских школьных библиотек мы представляем на конференциях. Это требует от участников более глубокого осмысления своей деятельности, а результат работы представляется на экспертизу профессионального сообщества. Особое внимание практикоориентированности и соответствию основным трендам московского образования. Например, конференция «Библиотеки Москвы: опыт интеграции и сотрудничества» была посвящена информационному сопровождению общегородских проектов и работе школьных библиотек в условиях развития предпрофессионального образования.
Педагог-библиотекарь, отвечающий современным требованиям к профессии и запросам общества:
– занимает проактивную позицию;
– применяет новые методики работы с детьми;
– использует уникальные социокультурные ресурсы города для развития детского чтения;
– выступает инициатором проектной деятельности на базе библиотеки.
Такая библиотека привлекает к себе всех членов школьного сообщества и становится пространством, где генерируются идеи и возникают инициативы.
Наталья КУБРАК, старший методист ГМЦ ДОНМ
Комментарии