Продолжение. Начало в №4-12
Бесспорно, русский язык как учебный предмет в российской школе требует хороших знаний, достойного обучения. Но, о чем мы уже говорили, требованиям времени он не отвечает. Вместе с тем русский язык как уроки просвещения, культуры, духовного развития не может не быть важнейшим предметом школьного обучения. Но и эта задача, увы, пока нами не решена. Почему же этого не происходит?
Во всех вариантах экзамена по русскому языку сочинительная часть представлена как художественный текст разных писателей. Но еще Лев Толстой писал о том, что деятельность искусства основана на «способности людей заряжаться чувствами других людей». И шрифтом Толстой выделил то, что для него является самым главным: «искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их». Об этом писал и Глеб Успенский в своем очерке «Выпрямила», где в основе то же самое: «люди заражаются этими чувствами и переживают их». Между тем во всех вариантах текстов для написания сочинительной части экзамена мы видим совершенно другое: требуется ответить на многие вопросы, которые не имеют никакого отношения к чувствам автора и уже поэтому не заражают ими других людей.
И то же самое мы видим в ЕГЭ по литературе. Задания открываются двумя текстами писателей и поэтов, после которых идут вопросы, к самой сути художественных текстов не имеющие глубокого отношения.
Как в драматическом произведении называются авторские пояснения, описания обстановки на сцене, жесты действующих лиц (вздыхая, в сторону, про себя)? Ответ: ремарка.
Как называется прием противопоставления различных явлений в художественных произведениях? Ответ: антитеза или контраст.
В стихотворении С.А.Есенина осины, заглядывающие «в розовую водь», наделяются человеческими качествами. Укажите название этого приема. Ответ: олицетворение.
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, которые использованы в одиннадцатой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, которыми они указаны: 1) метафора; 2) аллитерация; 3) сравнение; 4) риторический вопрос; 5) инверсия.
14 терминов в варианте ЕГЭ по русскому языку. 10 терминов и понятий в ЕГЭ по литературе. Два понятия нужно вставить в свое сочинение. А в кодификаторе этих терминов 117.
Здесь всюду частное. Конкретное подведено под общий термин, под который можно подвести сотни и тысячи понятий. Все эти ответы не обогащают прочитанного. Между тем смысл любого вопроса, заданного о художественном тексте, прежде всего в одном: в постижении этого прочитанного текста, в его осмыслении. «Как слово наше отзовется» (Тютчев) – вот что самое главное.
Перед тем как перейти к третьему тому романа «Война и мир», я предлагаю сопоставить дома описание Полтавской битвы в поэме Пушкина и в стихотворении Лермонтова «Бородино». За все годы на мой вопрос не смог ответить ни один ученик. А спросил я вот о чем: «Кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус». Почему этот ус невозможен в «Полтаве»? Иногда отвечали: «Петр остриг бороды. Может быть, он и усы остриг в армии». Но дело здесь в другом.
В пушкинской «Полтаве» при описании боя есть только один крупный план, одно единичное лицо, и это Петр: «…выходит Петр. Его глаза сияют. // Лик его ужасен, // Движенья быстры. // Он прекрасен…». Только здесь лик и даже глаза. Все остальное – общий план. Нет генералов, нет офицеров, нет солдат. «Швед, русский колет, режет».
У Лермонтова тоже нет генералов и один офицер, «полковник наш, слуга царю, отец солдатам». Да и все стихотворение – это рассказ солдата («Скажи-ка, дядя…»). Здесь другая оптика: «Забил снаряд я в пушку туго», «Кто кивер чистил весь избитый».
А от «Бородина» путь к Толстому, к «Рубке леса», о которой Некрасов писал Тургеневу: «Знаешь ли ты, что это такое? Это очерки разнообразных солдатских типов (и отчасти офицерских), то есть вещь доныне небывалая в русской литературе. И как хорошо!» А потом будут «Севастопольские рассказы», роман «Война и мир», о котором Толстой сказал, что «Бородино» Лермонтова зерно его.
А дальше «Тихий Дон» Шолохова, «Конармия» Бабеля, «Разгром» Фадеева, потом книги и фильмы о Великой Отечественной войне: «Судьба человека» Шолохова, «Василий Теркин» Твардовского, «Сашка» Кондратьева, «Баллада о солдате» Чухрая, «В окопах Сталинграда» Некрасова, повести Быкова, Бакланова, Астафьева.
Можно обратиться к истории. На ЕГЭ по русскому языку и литературе все вопросы о понятиях и терминах всего лишь поставщики баллов. К смыслу произведений они не имеют никакого отношения.
Но началось все давным-давно. Еще раз вернемся к тому, о чем уже говорили.
В 1859 году, то есть 164 года назад, русский учитель и методист Василий Иванович Водовозов в журнале «Русское слово» в 4-м номере опубликовал статью «Существует ли теория словесности и при каких условиях возможно ее существование». В этой статье он показал полную несостоятельность нашего ЕГЭ по русскому языку и литературе. Судите сами.
«Дети выучивают наизусть туманные или витиеватые фразы и совершенно справедливо говорят: «Несносная, скучная теория!» Странное дело! Все убеждены, что словесность должна быть самым интересным из всех предметов, а на деле выходит, ничего труднее как найти занимательность в преподавании у нас словесности. Самая поэзия служит у нас только истомлению памяти… В голове остается хаос общих понятий, а свойство юной, восприимчивой живой души таково, что она не может довольствоваться пустыми отвлечениями. Мы должны, наконец, понять, что для учащегося главная польза не в определениях, а в основании того, что в этих определениях заключается… Я думаю, что нет ничего вреднее, как, набивая голову определениями, беспрестанно закручивать ум в этой системе, подобно тюку с товарами». Но это еще не все. «Но тщедушное руководство лежит по-прежнему в виде книги или тетради на столе, и его непременно следует зубрить. Таким образом, экзамен почти не соответствует тому, чем мыслящий преподаватель занимается в классе».
Тут нужны современные коррективы. Не тщедушное руководство сегодня на столе, а огромная книга в 46 печатных листов. И даже мыслящий преподаватель вынужден в нее заглядывать.
Но обратимся к Тютчеву:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Вот ключ к преподаванию литературы в школе. Вот от чего и к чему мы постоянно движемся.
Поэт Наум Коржавин писал, что мы неправильно понимаем смысл слова «сочувствие» в строках Тютчева. Он считает, что писать его надо через дефис: со-чувствие. Смысл слова не в том, что мы сочувствуем Петру Ивановичу, от которого ушла жена. Со-чувствовать – это со-чувствовать вместе с другими, с автором прочитанного. Проверил по многим словарям. Только у Даля другой смысл, чем сочувствовать кому-то. У Даля сочувствовать – это чувствовать одинаковые чувства с кем-либо, неразрывная духовная, нравственная связь, которая связывает невольным чувством. Это чувствовать заодно, сообща. На уроке литературы – сообща с Пушкиным, классом, учителем. Вот почему сочувствие всегда обогащает. А информация – всего лишь порция знания, лично не пережитого.
Стихи Евгения Евтушенко многим не нравились. А вот Дмитрия Шостаковича потрясли, и он включил их в свою симфонию. Сам я был на вечере Евтушенко в переполненном Дворце спорта и видел его книгу «Автобиография» на выставке антисоветской литературы в Комитете государственной безопасности, где проходил трехдневный семинар идеологического актива Москвы.
У нас «Котлован» и «Чевенгур» Платонова, «Колымские рассказы» Шаламова, «Доктор Живаго» Пастернака, «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» Булгакова, «По праву памяти» Твардовского, «Первые сто дней войны» Константина Симонова вышли только после смерти их авторов.
Я был в Московском университете на встречах с Львом Гумилевым (сыном Анны Ахматовой и Николая Гумилева), Константином Симоновым. Это были потрясающие встречи. Мне, тринадцатилетнему, на книжной ярмарке около памятника Пушкину Алексей Толстой подписывал «Хождение по мукам».
В 1965 году я был на необыкновенном спектакле в Театре на Таганке. Театр дал спектакль по «Антимирам» Андрея Вознесенского. Было поставлено условие: ни одного взрослого в зрительном зале – ни родителей, ни учителей. Мы достигли компромисса: трое взрослых (методисты Москвы по преподаванию литературы) присутствовали. Ничего подобного я никогда не видел. Напряжение, реакция сопереживания, то абсолютная тишина, то взрывы аплодисментов. Зал жил одним дыханием со сценой. А что творилось, когда со сцены прозвучало: «Уберите Ленина с денег! Так идея его чиста!»… Я был потрясен двумя спектаклями Анатолия Эфроса: «А дальше тишина…» в Театре имени Моссовета и «Вишневый сад» в Театре на Таганке.
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется? Берусь отгадать.
У меня на столе пособие по подготовке к ЕГЭ по русскому языку на 2023 год. Там есть критерии оценки сочинения. Посмотрим.
К2 Комментарий к проблеме исходного текста
Проблема комментирования с опорой на исходный текст.
Приведено не менее двух примеров – иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания исходного текста. Дано пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
5 баллов
К3 Отражение позиции автора (рассказчика) исходного текста
Позиция автора (рассказчика) исходного текста сформулирована верно.
1 балл
Позиция автора (рассказчика) сформулирована неверно.
0 баллов
К4 Отношение к позиции автора проблемного текста
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано.
1 балл
Отношение к позиции автора (рассказчика)исходного текста не соответствует проблеме исходного текста.
0 баллов
По существу, самый весомый аргумент берется у самого автора. Он дает 5 баллов. Удельный вес выпускника с его собственным мнением стоит, исходя из общей стоимости сочинения в 24 балла, один балл, 4% общего дохода. Я проверил по прежним пособиям. Собственная позиция стоила 3 балла, то есть 12,5%.
Напомню, что этот экзамен сдают все.
Теперь самое трудное. «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Это некое рождение Я как уже в чьем-то другом Я. Не знаю, как благодать написана у Тютчева. Сегодня во всех изданиях это слово печатается с маленькой буквы. А вот в книгах религиозных – всегда только с большой. Для нас сейчас главное в сути, в понимании этого слова. Оно в чем-то родственно блоковскому «безличное – вочеловечить». Хотя часто вочеловечивается не безличное, а просто обогащается уже очеловеченное.
В приложении к третьему тому энциклопедического словаря «Христианство» дана огромная статья о Благодати. Мы с вами обратимся к тому, как слово это трактует религиозная мысль, и только потом как переводится оно на язык педагогических осин.
Благодать – это сила Божия, которой спасается человек. Понятие Благодати находит свое выражение в Ветхом Завете. Новозаветное Откровение столь же решительно ставит спасение в зависимость от самого человека. Таким образом, новозаветное учение признает и Благодать, и свободу одинаково необходимыми деятелями в создании спасения. Благодать и свобода самого человека действуют совместно в зависимости одна от другой. Здесь токи идут и к человеку, и от человека.
«Действуя через орудие Слова, Благодать побуждает энергию всех душевных сил – просвещает ум познанием истины, углубляет сочувствие и усиливает стремление к опознанному, но все это не иначе, как с условием в этом свободы; без свободы не может быть ни самого сознания истины, ни возбуждения чувствам расположения».
Благодать идет навстречу человеку, который уже и сам идет к новой истине и новому пониманию. Сегодня слишком часто учитель и репетитор несут своему ученику некое уже готовое знание и самостоянье, лично не пережитое и не лично добытое. Между тем главное в возбуждении энергии всех душевных сил самого человека.
Вернемся к словарю «Христианство».
«Отсюда тот неизбежный вывод, что оживляющее воздействие Благодати возможно только с условием действия самого человека».
Лев Айзерман
Продолжение следует
Комментарии