search
main
0

В мягкости – сила

Несмотря на то что сегодня нет однозначной классификации так называемых soft skills (гибких навыков), в педагогическом сообществе уверены, что без них высоких результатов в профессиональной деятельности не достичь. Поэтому на 2‑й Всероссийской конференции «Межпрофессиональное взаимодействие в координатах soft skills – основа эффективной системы подготовки молодых профессионалов», проведенной санкт-петербургским педагогическим колледжем №4, рассуждали о том, какие социально-эмоциональные навыки нужно развивать и могут ли они стать гарантом успешности педагога.

Многие участники конференции, а представлены были 26 регионов России, согласились с мыслью экспертов о том, что при переходе от ресурсной экономики к экономике знаний на первый план выходит личность педагога. Следовательно, гибкие навыки – это скорее сфера личностного развития.

Как пояснила бизнес-тренер, сертифицированный финансовый консультант, основатель образовательного проекта «Лаборатория современных навыков UpSkills» Евгения Даценко, hard skills (жесткие навыки) легко поддаются наблюдению, измерению и наглядной демонстрации. Это работа с документами, с оборудованием, средства обучения, ИКТ-компетенции, основы дисциплин и т. д. Soft skills сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать.

Кроме того, их приоритетность может меняться. Например, если в 2015 году такой показатель, как креативность, стоял на последнем месте в десятке софт-навыков, то сейчас он на третьей позиции. Также 5 лет назад среди софт-навыков не было такого понятия, как «эмоциональный интеллект», зато сегодня оно вошло в первую десятку. Впрочем, показатель «решение сложных задач» как сегодня, так и несколько лет назад был и остается на лидерской позиции.

К востребованным софт-навыкам эксперты также относят такие, как работа в команде, слушание и понимание собеседника, навыки убеждения, ораторское искусство, проведение презентаций, ведение дискуссий, мотивирование, разрешение конфликтных ситуаций.

По словам Евгении Даценко, мягкие навыки, относящиеся к социально-эмоциональной сфере, являются неотъемлемой частью жизни. В этом случае трудно работать по методичкам. Здесь люди больше опираются на собственный опыт или на опыт других, но адаптированный под себя.

В то же время если взрослые люди развивают софт-навыки опытным путем, то дети, не имея опыта, больше нацелены на творчество. Именно поэтому молодежь чаще всего предлагает нестандартные решения того или иного вопроса. И, к слову, молодые люди также могут предложить новые формы работы по развитию софт-навыков. Такие инициативы нужно подхватывать, тем более если они практико-ориентированные.

Для тех, кто учит будущих педагогов, вопрос софт-навыков тоже является одним из важных. Как пояснила заместитель директора по научно-методической и исследовательской работе Гатчинского педагогического колледжа имени К.Д.Ушинского Елена Кошевенко, в образовательной организации исходят из того, что soft skills – это все-таки универсальные навыки.

То есть те компетенции, которые будущий профессионал может применять во всех ситуациях. К чему сейчас необходимо готовить будущих учителей? Чтобы они в быстро изменяющихся условиях умели принять правильное решение. В этом плане софт-навыки незаменимы.

Главный из них – умение работать с информацией: находить, обрабатывать ее, выбирать те данные, которые применимы к конкретной ситуации. Владение таким навыком помогает педагогу сделать грамотный выбор, на чем акцентировать внимание ребенка в данный момент.

У современных детей очень четко выставлены барьеры, познавательная активность узко направлена, как только педагог выходит из этого «коридора», ребенок его не слышит и не видит. Коммуникативные, эмоциональные навыки помогают расширить узкое пространство и двигаться в том направлении, которое педагог считает нужным предложить ребенку.

Вообще, по мнению экспертов, софт-навыки – это, по сути, образование на всю жизнь. Сегодня невозможно застыть на месте, потому что инструменты обучения все время меняются, обновляется материально-техническая база.

Учиться приходится все время и оперативно. Если раньше было время для освоения нового, то сейчас сразу нужно идти «в народ». Это требует динамики и мобильности.

Уже сейчас приобретают ценность наработки, которые появились в рамках дистанционного образования. Их можно и нужно будет использовать. Умение в них разобраться и отобрать для себя лучшее – это тоже полезный софт-навык.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте